Экскурсия Храм Нефритового БуддыЭта экскурсия пройдет вдоль берегов самой северной части реки Сучжоу, что недалеко от Шанхайского железнодорожного вокзала. Ее название, Храм Нефритового Будды, выбрано условно и мало говорит о характере достопримечательностей, которые мы увидим по ходу маршрута. А они весьма разноплановые и интересные. Здесь и пятничный мусульманский рынок, и арт-пространство на территории заброшенной фабрики и даже четырехэтажный секс-супермаркет. Географически экскурсию можно разбить на две части. Первая, расположенная к западу от вокзала, самая интересная. Вторую часть вы можете посетить по желанию и при наличии времени. Обратите внимание, мусульманский рынок работает только по пятницам, учитывайте это при планировании вашего прибывания в Шанхае. Экскурсия начнется от станции метро Jiangning Road Station 13-й линии, которую вам надо покинуть через выход №3. Обратите внимание на цифры слева от текста : по ним вы сможете найти описываемую достопримечательность на карте района (по цифрам можно кликать). Покинув станцию метро через выход №3, мы пройдем к улице Jiangning Road, на которой повернем налево (на юг). Пройдя по ней 330 метров, мы окажемся у первой достопримечательности нашего маршрута - (Jade Buddha Temple - Yufo Temple - 玉佛禅寺). История этого храма начинается в 1882 году во времена династии Цин, когда монах Хуэй Гэнь (Hui Gen) с горы Путо (Putuo) решил последовать по стопам учителя Сюань Цзана (Xuan Zang) и совершил путешествие на запад Индии. Он начал свой путь с поклонения горам Утай (Wutai) и Эмэй (Emei), затем перешел через горы провинции Сычуань, чтобы попасть на Тибет. От туда, пройдя все трудности и испытания, он достиг родины Будды - Индию. На обратном пути домой мастер Хуэй Гэнь посетил Бирму. Увидев скульптуры из драгоценного бирманского нефрита, которые делают местные мастера-камнерезы, он решил привезти несколько статуй Будды в Китай, чтобы люди могли молиться им. С разрешения короля Мьянмы и финансовой помощи местной китайской диаспоры Хуэй Гэнь лично выбрал материалы и форму статуй. Он нанял самых искусных мастеров страны, чтобы те создали пять статуй Будды разных размеров. В 1899 году мастер Хуэй Гэнь вернулся в Китай. Когда он проезжал Шанхай по дороге на гору Путо, он встретил группу буддистов, которые попросили его оставить хотя бы одну статую в городе. Хуэй Гэнь согласился и подарил местным буддистам сразу две статуи, для которых был построен навес около станции Song Hu Station. В 1900 году мастер Хуэй Гэнь решил, что навес - не лучшее место для поклонения Нефритовому Будде. Благодаря пожертвованиям он собрал необходимую сумму, на которую в городке Цзянвань (Jiangwan) около Шанхая был построен храм. Хуэй Гэнь и стал его первым настоятелем. Вскоре Хуэй Гэнь умер, и его пост перешел к мастеру Бэнь Чжао (Ben Zhao). Новый настоятель смог в Пекине получить для храма Трипитаку Цяньлуна (Qianlong Tripitaka), свод буддийских священных текстов, которые до сих пор хранятся в храме. Соответственно, три драгоценности буддийской доктрины - Триратна, находятся в Храме Нефритового Будды. Мастер Хун Фа (Hong Fa) и мастер Кэ Чэн (Ke Cheng) стали приемниками Бэнь Чжао. В 1918 году Кэ Чэн собрал пожертвования для строительства нового храма на сегодняшнем месте. На строительство ушло 10 лет. С годами Храм Нефритового Будды превратился в одно из крупнейших буддистских учреждений в Шанхае. В 1983 году в нем разместился Шанхайский институт буддизма (Shanghai Institute of Buddhism) под эгидой Шанхайской буддийской ассоциации (Shanghai Buddhist Association). Популярность храма росла, но места для паломников и верующих не хватало, а многие залы требовали ремонта. В июле 2014 года начались масштабные реставрационные работы. Одним из самых сложных этапов реконструкции стало перемещение Большого Зала на 30,66 метров севернее от оригинального места. Процедура заняла 16 дней, во время которой его подняли на 1,05 метра. Это позволило создать целую площадь в центре храма. В 2018 году закончились работы по восстановлению переднего двора. Сегодня Храм Нефритового Будды не просто место для молитв. Это большой монастырь и культурно-религиозный центр. Здесь изучают буддизм, музыку и каллиграфию. Каждый год здесь проводят более чем 30 церемоний, среди которых Шуйлу (Shui-Lu), Улламбана (Ullambana) и Тисарана Гамана (Tisarana-gamana). В храме есть свое издательство, выпускающее буддистскую литературу, здесь проводят лекции, классы и выставки, связанные с буддизмом. В храме основана благотворительная организация Shanghai Jue Qun Cultural and Education Trust, чья деятельность направлена на сохранение культурного наследия и благотворительность. ЭКСКУРСИЯ ПО ХРАМУ НЕФРИТОВОГО БУДДЫНиже представлено описание основных залов Храма Нефритового Будды. Прежде, чем войти в храм, обратите внимание на защитную стену на противоположной стороне улицы Anyuan Road. Она состоит из пяти секций. В центре каждой выполнена искусная каменная резьба в круге. На центральной части стены изображен дракон, изливающий воду из пасти. На секциях справа и слева от дракона можно увидеть фениксов, окруженных цветами и облаками. На самых дальних от центра частях стены вырезаны по два белых слона. Дракон, феникс и слон считаются небесными животными, несущими удачу. Первое, что нас встретит на входе в храм - Горные Ворота (Mountain Gate). Обычно это отдельное строение, но здесь, из-за недостатка места, они объединены с Залом Небесных Королей. Раньше буддистские храмы строили в горах, от сюда и название. И хотя сейчас храм стоит посреди большого мегаполиса, название сохранилось. Сами ворота имеют три двери. Та, что посередине, называется Ворота Пустоты (Gate of Emptiness), имея в виду, что четыре элемента, из которых состоит все сущее на Земле, произошли из пустоты. Дверь справа называется Ворота Бездействия (Gate of Non-action), означая - не совершай зло. Левая дверь - Ворота Неопределенности (Gate of Signlessness), их значение - будь беспристрастным. Далее мы пройдем в Зал Небесных Королей (Heavenly Kings Hall). В буддизме Небесные Короли (Heavenly Kings) - это четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Кроме этого здесь находится статуя смеющегося Будды Майтреи. Обычно первый зал во всех китайских буддистских храмах предназначен для Майтреи, встречающего посетителей доброй улыбкой. Позади Майтреи в полной амуниции и с булавой стоит генерал Сканда. Он защищает священную землю Будды и борется со злом. Положение булавы может многое сказать о храме и его достатке. Так, если она лежит на плече Сканда, это говорит, что храм большой и процветающий и может обеспечить бесплатное проживание и питание для странствующих монахов на три дня. Если генерал держит эту булаву в руках горизонтально, храм среднего масштаба и может дать приют и пищу для странников на один день. Ну а если булава стоит вертикально в земле, то храм слишком маленький, чтобы дать приют пилигримам. Пройдя сквозь Зал Небесных Королей, мы окажемся у следующего строения храма - Зала Бодхисаттвы Авалокитешвара (Avalokitesvara Bodhisattva Hall), который считается воплощением бесконечного сострадания всех Будд. От сюда есть еще одно название этого зала - Зал Великого Сострадания (Great Compassion Hall). Здесь находится статуя Авалокитешвара с Колесом Исполнения Желаний. Как известно, каждый Будда и Бодхисаттва имеет три формы существования (Трикая) : Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая, которые они принимают в зависимости от обстоятельств. В этом зале Авалокитешвара изображен в форме Самбхогакая. Считается , что это его истинная форма. Справа и слева от Зала Бодхисаттвы Авалокитешвара стоят Барабанная Башня и Башня Колокола. Эти два строения можно встретить практически в любом буддистском храме. Каждый рассвет и закат они призывают монахов к молитвам, а также привлекают небесное покровительство для этого мира. Интересно отметить, что изначально в Храме Нефритового Будды не было этих башен. Только после того, как Большой Зал был сдвинут на 30 метров, появилось место, чтобы их построить. Если пройти направо от Башни Колокола, мы попадем в Зал Чинтамани (Cintamai-Cakra Hall), посвященного одному из проявлений бодхисаттвы Авалокитешвары. Еще далее находится Зал Самгхарама (Samgharama Hall). Само слово "самгхарама" означает место, где живут монахи. Здесь же находится статуя бодхисаттвы Самгхарама, который представляет Гуань Ю (Guan Yu), выдающегося генерала периода Трех Царств, национального героя Китая и одного из немногих людей, уважаемого конфуцианцами, буддистами и даосами. На сайте автора о Лояне есть экскурсия по Храму Гуань Линь, где находится могила генерала. Теперь перейдем в западную часть храма за Барабанную Башню. Сразу за ней находится Зал Бхайшаджьягуру (Bhaisajyaguru Hall) или Зал Будды Медицины. Здесь установлена статуя Будды Бхайшаджьягуру. В своей левой руке он держит чашу с медицинским снадобьем, а правая ладонь сложена в мудру бесстрашия. Перед своим переходом в нирвану Бхайшаджьягуру объявил свои 12 пожеланий, из которых шестое и седьмое - пожелание, чтобы никто не страдал от боли тела и души. Внутри зала на двух столбах можно прочитать стихи, написанные каллиграфом Чжигао Чжоу (Zhigao Zhou) : "Пусть солнечный и лунный свет мира Вадурья Нирбхаса (Vaiduryanirbhasa) освещает всю Вселенную" и "Надейтесь, что пожелания Бхайшаджьягуру, истинного Будды Медицины, смогут помочь всем существам". Вадурья - одно из семи сокровищ Буддизма. Это полупрозрачный драгоценный камень лазурного цвета. Часто статуи Бхайшаджьягуру делают из подобного материала. Еще дальше от Барабанной Башни стоит Зал Будд Чистой Земли (Pure Land Buddhas Hall) или Зал Святой Троицы (Hall of the Holy Triad). В нем находятся три статуи. В центре Будда Амитабха, а по бокам два его помощника : слева - бодхисаттва Махастхамапрапта, а справа - бодхисаттва Авалокитешвара. Будда Амитабха - самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой Земли. Он держит в руке лотос, символ бесконечной жизни и добродетели. Считается, что если произнести имя Будды Амитабхи десять раз в смертный час человека, Амитабха сам отведет его к Чистой Земле на запад. Далее мы выйдем на площадь перед Большим Залом. Справа от него стоит Зал Бодхисаттвы Манджушри (Manjushri Bodhisattva Hall). Манджушри в буддизме - "хранитель Рая на Востоке", легендарный сподвижник Будды Шакьямуни, проводник и учитель будд прошлого, духовный отец бодхисаттв. В зале стоит бронзовая статуя Манджушри, покрытая золотом. В руках он держит жуи (ruyi), скипетр, который в китайской мифологии символизирует мудрость и удачу. Две таблички внутри и снаружи зала созданы известными китайскими каллиграфами Пэйцю Чэнем (Peiqiu Chen) и Чжэньвэнь Лэ (Zhenwen Le). Внутри зала на двух вертикальных столбах вы можете прочитать стихи, написанные Чжимэй Сюем (Zhimei Xu). Первый стих гласит : "Я - бодхисаттва Манджушри, я не кто-то другой, не вводи себя в заблуждение, судя только по внешности." Эти строки означают, что внешний вид мирских существ - всего лишь иллюзия, нельзя судить только по тому, что вещи значат или не значат. Такое бинарное мышление затуманивает наш рассудок, нужно пытаться понимать вещи через мудрость Праджня. Второй стих призывает изучать истинную мудрость Праджня, не притворяясь, что вы ее имеете, и различать настоящую Праджня от того, что только кажется ей. Эти строки - выдержки из Сутры Праджняпарамита, которая учит, что пытаться использовать Дхарму, чтобы решить свои мирские проблемы, это не настоящая Праджня. Только отбросив свое личное эго, можно осознать истинную мудрость Праджня. С противоположной стороны площади от Зала Бодхисаттвы Манджушри стоит Зал Бодхисаттвы Самантабхадра. Вместе с Манджушри он является помощником Будды Шакьямуни (Манджушри изображают справа от Будды, а Самантабхадра - слева). И если Манджушри изображают верхом на льве, то Самантабхадра передвигается на белом слоне с шестью парами бивней и с балдахином из лепестков лотоса. В таком обличье Самантабхадра почитается как бодхисаттва-покровитель монастырей, ассоциируемых с Горой Эмэй на западе Китая. Есть поверье, что белый слон, на котором едет Самантабхадра, был тем же слоном, который приснился царице Майи, матери Будды Шакьямуни, в ночь его зачатия. По краям от статуи Самантабхадра вы можете увидеть десять камней и черную сосну, которые символизируют десять желаний и деяний этого бодхисаттвы. В зале на двух столбах можно увидеть стихи, написанные каллиграфом Тунцин Го (Tongqing Guo). Первый стих посвящен истории, когда Судхана посетил Манджушри и Самантабхадра. Они учили его использовать мудрость и знания, чтобы направлять людей на верные деяния, которые будут доказательством их мудрости. Второй стих прославляет Будду и призывает помогать всем существам в этом мире. Только тот, кто делает это неустанно и постоянно, может быть настоящим буддистом. Обратите внимание, с 08:00 до 16:00 в этом зале можно копировать буддистские манускрипты для некоммерческих целей. В северной части площади храма стоит Большой Зал (Grand Hall). Внутри зала можно увидеть Будд Трех Миров. В центре сидит Будда Шакьямуни - духовный учитель и легендарный основатель Буддизма. Слева от него находится Будда Амитабха, а справа - Будда Бхайшаджьягуру. По обоим сторонам зала стоят статуи 20 защитников дхармы и 20 разных богов. В задней части зала находится резная стена, представляющая Остров Гуань Инь (Guan Yi). В этой работе изображено Путешествие на Запад Судханакумара (Sudhanakumara), во время которого он встретил 53 гуру того времени, направлявшие его на пути к просветлению. В середине композиции стоит бодхисаттва Гуань Инь - еще одно воплощение Авалокитешвара. Здесь же можно увидеть 18 архатов. На центральной табличке в зале написано, что путь Будды не наполнен. Это означает, что все вокруг состоит из пустоты, и надо использовать дхарму пустоты Будды, чтобы помочь другим. Дхарму Будды можно найти в каждом уголке вселенной, она есть в каждом крошечном существе. Она никогда не перестанет существовать, но при этом никогда не будет явной. Именно этот зал во время ремонтных работ был передвинут на 30,66 метра на север. Слева от Большого Зала находится Зал Бодхисаттвы Кшитигарбха (Ksitigarbha Bodhisattva Hall). Стихи на столбах по бокам от входа в зал написаны каллиграфом Сяоюнь Ваном (Xiaoyun Wang) : "Я не стану Буддой, пока ад не очистится от страданий". Кшитигарбха стал буддистом, чтобы помочь своей матери и родным избежать ада. Затем он решил помочь всем существам, дав обет достичь просветления только после того, как все существа будут спасены из ада. Поэтому его считают ответственным за адские миры. Справа от Большого Зала стоит Зал Лежащего Будды (Reclining Buddha Hall). Именно здесь находится статуя, давшая название всему храму. Обратите внимание, здесь находятся две статуи разных размеров. Одна - маленькая (96 см), которую привез первый настоятель храма Хуэй Гэнь из Бирмы в 1899 году. Вторая, длинной 195 см, была пожертвована верующими из Сингапура. Она сделана из алебастра. На этом экскурсия по центральной части храма заканчивается, но это еще не весь комплекс строений Храма Нефритового Будды. Если вы обойдете Здание Цзюэцунь слева, вы попадете в зону где можно сжигать благовонные палочки. Здесь же стоят еще несколько павильонов, включая зал, где находится вторая статуя нефритового Будды.
До следующей достопримечательности надо проделать довольно длинный путь (вы можете воспользоваться и такси). Сначала от Храма Нефритового Будды мы пройдем по улице Shanxi Road North 400 метров на север. На пересечении с Changshou Road повернем налево (на юго-запад) и пройдем еще 470 метров до перекрестка с улицей Changde Road, на котором повернем направо (на северо-запад). Через 370 метров мы подойдем к Мечети Хуси (2) (Huxi Mosque). Эта мечеть изначально была построена в 1921 году на улице Xikang Road, где жила довольно большая мусульманская диаспора. Храм назывался Мечеть Яошуйнун (Yaoshuinong Mosque). В 1935 году ее расширили, а в 1994-ом перестроили здесь на Changde Road. Площадь мечети 1667 квадратных метров, высота минарета 25 метров.
Следующая достопримечательность напрямую связана с мусульманской общиной, живущей в этом районе. Каждую пятницу на улице Aomen Road после молитвы в соседней мечети Хуси открывается (Muslim Market). Увидеть такое в Шанхае в другом месте практически невозможно - большинство мест, где продают и готовят еду расположены в закрытых помещениях. Здесь же все происходит на переносных столах под зонтиками-навесами, при чем все готовится при вас : баранина, рис, лепешки и лаваши самых разных форм и размеров, а также сушенные фрукты, орехи и сладости - устоять невозможно.
Дальше наша экскурсия направится на север к реке Сучжоу. Сначала мы пойдем по улице Aomen Road на северо-восток до пересечения с Shaanxi Road North, на которой повернем налево (на северо-запад). Затем, пройдя 250 метров до улицы Yichang Road, мы подойдем к старейшему Шанхая. В начале ХХ века здесь был промышленный район со множеством текстильных фабрик, построенных японскими бизнесменами. Для предотвращения пожаров они пожертвовали деньги на строительство пожарной станции, которую возвели в 1932 году. Пожарное депо имело четыре этажа. На первом располагался гараж на пять машин, а на верхних - общежитие для одиноких пожарников и квартиры для семейных. Строение венчала 43-метровая пожарная каланча, которая позволяла обнаружить пожар не только в близлежащей округе, но и в соседних Цзинане, Чжабэе и Чаннине. Что удивительно, здание до сих пор используется по своему прямому назначению.
Пройдя мимо пожарного депо, мы подойдем к мосту , чтобы по нему перейти реку Сучжоу. Конструкция моста была неудачной - проходящий по нему автотранспорт вызывал вибрацию и тряску. Его усиливали несколько раз, но это не принесло результат. В итоге его снесли в 1968 году, построив на этом месте новый мост. Пройдя по мосту немного дальше, вы увидите (Shanghai Coinage Factory). Это здание в нео-классическом стиле было построено по проекту архитектурного бюро Atkinson and Dallas. И хотя строительство и оснащение фабрики завершилось в 1922 году, ее открыли только 17 апреля 1930 года, когда правительство нашло деньги для того, чтобы расплатиться с подрядчиками. За это время ее даже успели переименовать в Центральный Монетный Двор (Central Mint), но затем вернули старое название. На момент открытия это был самый большой монетный двор в мире с производительностью 400 тысяч серебряных монет в день. Но с ростом популярности бумажных денег фабрика перешла на производство простых монет. Во время Китайско-японской войны оборудование фабрики было перевезено вглубь материкового Китая в несколько разных мест. После окончания войны в 1946 году монетный двор снова вернулся в Шанхай. Интересна история первого серебряного доллара Китайской Республики, выпущенного Шанхайским Монетным Двором. Среди представленных на конкурс эскизов победил дизайн с изображением профиля Сунь Ятсена на аверсе монеты и джонки под парусами на реверсе. Кроме джонки на реверсе можно было увидеть восходящее солнце и трех гусей. Чеканка серебряного доллара началась в 1933 году, но произвести успели только 51 тысячу штук, когда дизайн монеты решили изменить : с реверса убрали солнце и гусей. Причина - конфликт Китая с Японией в Маньчжоу-го : многим солнце напомнило японский флаг, а гуси - военные самолеты. Вам не кажется это знакомым? Да, спустя 75 лет та же ситуация повторилась при строительстве Шанхайского всемирного финансового центра.
Вернемся по мосту на улицу Yichang Road и продолжим двигаться на северо-восток. Через несколько десятков метров мы попадем в Сад Мэнцин, где находится наша следующая достопримечательность - бывшая пивоварня , построенная знаменитым архитектором Ласло Худьецем. Худьец построил в Шанхае два больших промышленных объекта : Электростанцию Чжабэй (Zhabei Power Station) в 1930 году и пивоварню Union Brewery в 1934-ом. История последней начинается в 1913 году, когда несколько норвежских бизнесменов открыли пивоварню на улице Jiangning Road. Она называлась Scandinavian Beer Factory, как Union Brewery ее зарегистрировали в Гонконге в 1931 году. Западное влияние на Китай привело к расширению рынка пива в Шанхае - многие китайцы стали предпочитать пиво за обедом традиционному чаю. Union Brewery решила расширить производство, купив участок земли в северо-западной части Международного Поселения, чтобы на нем построить современную пивоваренную фабрику. Архитектором пригласили Ласло Худьеца. Как раз в это время (в 1931 году) Ласло путешествовал по Европе во время визита к своей семье. В Германии у него была операция на сердце, и он долгое время оставался на лечении в Мюнхене. Но даром времени не терял - он тщательно изучил процесс изготовления пива, поэтому по возвращению в Шанхай у него уже был готовый проект пивоварни. Сама фабрика в плане представляла подкову с общей площадью 28,8 тысяч квадратных метров. В ее состав входили : пивоварня, разливочный цех, склады и генераторная. Все оборудование импортировалось из-за границы. Строительство пивоварни завершилось в 1934 году, а на полную мощность она вышла в 1936-ом с производительностью 5 миллионов бутылок пива в год, что сделало ее самой большой в Китае. Пивоварня Union Brewery стала самым тяжелым зданием в Шанхае того времени. Средняя нагрузка бродильных чанов и танков с пивом на землю составляла 25 тонн на квадратный метр, что создавало проблемы при строительстве на зыбких почвах береговой части реки Сучжоу. Для решения этой проблемы, Худьец использовал более 2000 деревянных свай, забитых на глубину 33 метра, чтобы усилить фундамент. Но самое главное, фабрика Union Brewery открыла новую эру в китайской архитектуре - люди поняли, что промышленные здания то же могут быть красивыми и иметь современный дизайн. В 1999 году ее даже внесли в список Прекрасных Исторических Зданий Шанхая (Shanghai Excellent Historical Building). Но это не помешало местным властям начать процесс сноса, когда в 2002 году появился проект озеленения берегов Сучжоу (Suzhou Creek Renovation Project). Уцелели офисное помещение, разливочный цех и котельная, а от девятиэтажного здания пивоварни остались только пять этажей. В 2006 году в бывшем здании пивоварни открылся бутик-отель Pier One.
Как говорилось выше, бывшая пивоварня находится на территории (Mengqing Garden). Он стал частью проекта озеленения берегов Сучжоу (Suzhou Creek Renovation Project), когда несколько фабрик, загрязнявших окружающую среду в городе, решили перенести в другое место, а старые цеха снести. Уцелела только пивоварня Union Brewery, превратившись в отель. Сад Мэнцин был открыт для публики в июне 2005 года. Его частью стал выставочный центр, посвященный реке Сучжоу (Suzhou Creek Exhibition Center). Сам сад - типичный новодел, но пройтись можно.
Прогулявшись по Саду Мэнцин, снова выйдем на улицу Yichang Road, по которой дойдем до . В старые времена берега реки Сучжоу представляли из себя большой промышленный район, и возить сырье и готовую продукцию через речку только на паромах было накладно и неудобно. Соответственно, в 1950-х годах был построен деревянный мост шириной 4 метра. Но высота этого моста была маленькой, что приводило к многочисленным авариям судов в результате столкновений. Поэтому, в 1974 году был построен новый железо-бетонный мост с возвышением над водой 6,5 метров. От моста Changhua Road Bridge начинается одноименная улица, по которой мы дойдем до Moganshan Road, ставшей знаменитой благодаря , идущей вдоль этой улицы. Внимание! Эти граффити - явление неофициальное. Сама стена огораживает строительную площадку. Вполне возможно, что когда вы туда попадете, стены уже не будет. В качестве проверки вы можете зайти на map.baidu.com и в режиме Street View посмотреть, что делается в этом районе. Граффити на стене вдоль улицы Moganshan Road появились не случайно. Они приведут нас к пожалуй самой яркой достопримечательности этой экскурсии - арт-зоне или просто M50. Здесь, в цехах бывших фабрик и заводов, нашли пристанище несколько десятков галерей, студий, художественных мастерских и кафе. Можно сказать, что M50 - сестра пекинской Арт Зоны 798. Изначально на этом месте располагался индустриальный парк Чуньмин (Chunming Industrial Park). За красивым названием скрывается обычная пром-зона с несколькими фабриками и заводами. Уже к началу 2000-х многие из них закрылись или переехали подальше от наступавшей на них городской застройки Шанхая. Пустующие помещения стали сдаваться по очень низкой цене, что привлекло нескольких китайских художников, которые решили открыть здесь свои студии и мастерские. Среди них можно отметить Сю Суна (Xue Song), Дин И (Ding Yi), Цюй Фэнго (Qu Fengguo) и Ван Синвэя (Wang Xingwei). В 2002 году благодаря давлению общественности, включая нескольких академиков, пять старых зданий в этом районе получили статус охраняемых памятников истории, что уберегло их от сноса, а в апреле 2005 года бывшая пром-зона была официально переименована в М50 Creative Park. Сейчас здесь работают более 60 художников и скульпторов, многие из-за границы. Каждый день открыто несколько галерей, практически все они - бесплатные. Прогулявшись по ним, вы сможете составить представление о современном китайском искусстве.
Покинув арт-зону, снова выйдем на Moganshan Road и пойдем по ней к реке Сучжоу, где повернем направо (на юг) на улицу Suzhou Road West. Пройдя по ней 180 метров, снова повернем направо на Aomen Road. Эта улица приведет нас к (Shanghai Textile Museum). Этот музей был открыт 7 января 2009 года в здании бывшей текстильной фабрики №9 (Shenxin Textile No. 9 Factory). На трех этажах расположены пять тематических экспозиций, рассказывающих о производстве тканей в Китае, начиная с древних времен. Среди экспонатов есть как образцы одежды эпохи Западной династии Хань, так и тренировочный скафандр китайского космонавта Чжай Чжигана (Zhai Zhigang).
Буквально бок о бок с музеем текстиля стоит огромный центр мебели . Кстати, здание, в котором он располагается, то же было частью текстильной фабрики №9. Данный магазин можно отнести к сегменту Luxury. Как говорят его основатели : "мы хотели создать китайский Harrod для мебели". Если вы хотите увидеть современные и модные тенденции в дизайне мебели и интерьерах, прогуляйтесь по этому центру.
Мебельный центр стоит на перекрестке улиц Aomen Road и Changhua Road. Пересечем его подиагонале и пойдем по Aomen Road на запад. Через несколько метров по левой стороне дороги вы увидите . На самом деле это несколько многоэтажных зданий, где находится множество бутиков и магазинов, торгующих соответствующими товарами. Нужно заметить, что ассортимент этого рынка предназначен скорее для отелей, баров и ресторанов, чем для массового потребителя. Вам мало этого рынка посуды? Тогда перейдем к следующему зданию, где расположен большой склад-магазин оборудования для отелей и ресторанов или просто HEC Depot. Здесь есть буквально все : от посуды и униформы до профессионального кухонного оборудования. У центра есть свой интернет-магазин, так что вы можете оценить ассортимент и цены (которые, честно говоря, не радуют).
На этом первая часть экскурсии практически закончена, и мы пойдем к станции метро Jiangning Road Station 13-й линии, с которой и начали наш маршрут. До станции мы дойдем по улице Changhua Road (от рынка посуды до станции - 290 метров). Но прежде, чем покинуть этот район, вы можете заглянуть в (大奥通讯商城) - один из самых больших супермаркетов Шанхая, специализирующихся на смартфонах. На нескольких этажах торгуют около тысячи продавцов. Кроме смартфонов здесь можно купить и другую электронику, а также запасные части к ней. Есть возможность ремонта. Для того, чтобы попасть в этот торговый центр, достаточно перейти через реку Сучжоу по мосту.
Снова вернемся к метро, сядем на поезд и проедем до станции Shanghai Natural History Museum. Покинем станцию через выход №3, который выходит на улицу Datian Road. Здесь находится первая достопримечательность второй части экскурсии - (Saint Teresa Church). История этого храма начинается в 1927 году, когда во время Наньцзинского инцидента (Nanking incident) были убиты два иностранных миссионера. Узнав об этом, французский епископ в Шанхае дал обет хранительнице своего прихода Святой Терезе, что если шанхайская паства сможет избежать погромов, он построит церковь в ее честь. В 1930 году беспорядки закончились, и во исполнении клятвы был призван французский миссионер Феликс Маумус (Felix Maumus) для разработки проекта. Церковь была построена 3 октября 1931 года в день памяти Святой Терезы. Кроме храма также построили начальную школу, женскую школу и клинику.
Вернемся на улицу Datian Road и пойдем по ней в сторону реки Сучжоу (на север). Пройдя перекресток с улицей Xinzha Road, по правой стороне вы увидите , приготовленный то ли под снос, то ли под реставрацию. Вход в него находится в 140 метрах от перекрестка. Квартал практически необитаем, хотя в некоторых квартирах кое-кто еще живет. Если у вас есть желание посмотреть, в каких условия жили люди в подобных районах, можете пройтись по нему. Многие двери заколочены или заделаны кирпичами, но в отдельные подъезды можно войти, заглянув в заброшенные квартиры. Внимание! Не забывайте об осторожности.
Прямо через дорогу напротив заброшенного квартала стоит (Xing Tai Food Market - 兴泰菜市场). Это типичный мокрый рынок, где торгуют овощами, фруктами, мясом, птицей и рыбой.
Продолжим двигаться по Datian Road к реке. В итоге мы выйдем на прибрежную улицу Suzhou Road South, по которой пойдем на восток. Через 300 метров мы пройдем под мостом и окажемся у (Jiuzi Park - 九子公园). В буквальном переводе его название означает "девять игр". Действительно, это тематический парк, посвященный девяти традиционным играм, в которые играли дети в старых шикумэнях (подобных тем, что мы посетили недавно). Каждой игре посвящена отдельная скульптура.
Бок о бок с парком Цзюцзы стоит бывшее , принадлежавшее когда-то знаменитому шанхайскому гангстеру Ду Юэшэну. В наши дни еще до EXPO 2010 здание переделали в молодежный хостел - Shanghai SOHO International Youth Hostel. И сейчас здесь расположен хостел, только уже под другим названием.
Сразу за хостелом стоит еще одно бывшее складское помещение 1930-х годов - , принадлежавший текстильной компании China Textile Construction Company.
Продолжим экскурсию по индустриальному прошлому Шанхая. Если вы посмотрите на противоположный берег Сучжоу, то увидите старое кирпичное здание с водонапорной башней. Это бывшая (Foh Sin Mill). Раньше мука в Китае относилась к главному продовольственному сырью, но долгое время импортная мука доминировала на рынке страны. В 1899 году Сунь Досэнь (Sun Duosen) и Сунь Досинь (Sun Duoxin) основали первую в Шанхае мукомольню на Moganshan Road. Они потратили 22 тысячи долларов, чтобы закупить оборудование в Америке, а в качестве сырья использовали смесь местной и импортированной пшеницы. В 1904 году из-за начавшейся войны между Японией и Россией потребность в муке на юго-востоке Китая стала расти. Два выдающихся китайских предпринимателя, братья Жун Цзунцзин (Rong Zongjing) и Жун Дэшэн (Rong Desheng), воспользовались ситуацией и построили мукомольню в Уси. Но устаревшее оснащение не позволило производить качественный продукт в необходимых количествах. Им пришлось влезть в большие долги, чтобы закупить современное оборудование в Америке и модернизировать производство, и это окупило себя сторицей. В качестве лого для своей новой муки они выбрали броненосец. Следующие мукомольни они построили в Шанхае. Одну из них мы и видим сейчас на берегу Сучжоу. С началом Первой Мировой Войны импорт муки из-за границы сократился, что еще больше увеличило потребность в ней в Китае. Братья Жун начали строить мукомольные заводы один за другим, что превратило их в настоящих мучных королей Китая. Сейчас бывшая мукомольня, как и другие старые промышленные здания после реконструкции, нашла другое применение : галереи, магазины и офисы.
Далее маршрут нашей экскурсии немного отклонится на север, чтобы мы смогли посетить место с многообещающим названием - (Sex Toys Market). На самом деле так его именуют на англоязычных сайтах, в реальности иероглифы на фасаде здания можно перевести, как "рынок товаров, сохраняющих здоровье" (维韩保健品市场). Но слово "секс" делает свое дело - больше половины посетителей рынка - иностранные туристы. Сам он представляет из себя четырехэтажный торговый центр, где на первых трех этажах продают разнообразные средства, сделанные из натуральных природных ингредиентов : сушенные корни, травы, чаи и всякого рода настойки. Только на четвертом этаже можно увидеть связь представленного ассортимента с названием рынка - кроме отделов современных препаратов здесь есть и несколько бутиков, торгующих товарами по теме.
Вернемся к реке Сучжоу по улице Wuzhen Road и пойдем по Guangfu Road на восток. Все время по дороге слева от вас вы будете видеть большие склады, построенные в 1930-х. Интересно отметить, что большинством этих складов владели банки. Это было связано с тем, что некоторые клиенты предоставляли в качестве залога свои товары, которые где-то надо было хранить. Естественно, что для банков дешевле построить свой собственный склад, чем арендовать его на стороне, к тому же свободные площади можно сдавать обычным клиентам, зарабатывая на аренде. Двигаясь по Guangfu Road, мы подойдем к самому известному в Шанхае (Sihang Warehouse). Знаменит он стал благодаря героической обороне во время финального этапа Битвы за Шанхай в 1937 году во время Японско-китайской войны. Сейчас здесь расположен музей, посвященные тем событиям. Обратите внимание, что западную стену склада оставили нетронутой, и на ней видны следы боев.
Закончим мы нашу экскурсию на мосту . Этот мост был построен после того, как в 1912 году засыпали один из притоков Сучжоу, превратив в дорогу, которую назвали Xizang Road. Далее вы можете покинуть район, воспользовавшись метро, - к северу от моста находится станция Qufu Road Station 8-й и 12-й линии. Или вы можете спуститься на юг по улице Xizang Road Middle, благо до начала пешеходной части улицы Наньцзин всего 650 метров. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|