Городок ЦибаоЭта экскурсия, можно сказать, будет выездной - в соседний район Миньхан (Minhang), хотя, фактически, Шанхай давно его поглотил, превратив в свой пригород. Здесь находится Городок Цибао (Qibao Town) или, как в путеводителях, Древний Городок Цибао (Qibao Ancient Town - 七宝古镇). Он чем то напоминает Старый Город только намного меньше по размерам и практически без иностранных туристов. Во времена джинастии Сун в эту местность перенесли Храм Семи Сокровищ (Seven Treasures Temple), соответственно район вокруг получил название Городок Семи Сокровищ - Цибао. Изначально храм назывался Храм Шести Сокровищ, но после того, как Цянь Лю (Qian Liu), правитель королевства У Юэ (Wu Yue Kingdom), подарил храму Золотую Сутру Лотоса, он был переименован в нынешнее название. Во времена династии Юань знаменитый китайский художник Чжао Мэн Фу (Zhao Meng Fu) был так впечатлен этим монастырем, что назвал его "действительно выдающимся храмом, и второго подобного ему больше нет". Есть легенда о его названии. Считается, что он владел семью сокровищами, перечислим их : Золотая Сутра Лотоса, Волшебное Дерево, Большой Колокол, Летающий Будда, Золотой Петух, Нефритовые Палочки и Нефритовый Топор. До наших дней сохранились только Колокол и Сутра. Позже, во времена династий Мин и Цин, Цибао стал известен благодаря производству хлопка, пряжи, одежды, вышивке и вину. В наши дни, в 2000 году, было принято решение о превращении места соединения двух рек (Пухуэй и Хэнли) в туристический кластер под названием Древний Городок Цибао. Про логистику. Экскурсия по Цибао займет от силы два-три часа, а ехать до него далеко, поэтому, чтобы весь день прошел плодотворно, я рекомендую сначала посетить Базилику Девы Марии на горе Шэшань (по той же 9-ой линии метро). А на обратном пути, когда все лавки и едальни заработают в полную силу, заехать уже в сам Цибао. Тем более, что у некоторых достопримечательностей перерыв на обед с 11:00 до 13:00. ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДКУ ЦИБАОИтак, экскурсия по городку начнется от станции 9-й линии метро Qibao Station, которую вам надо покинуть через выход №2. Обратите внимание на цифры слева от текста : по ним вы сможете найти описываемую достопримечательность на карте района (по цифрам можно кликать). Выйдя из метро, мы обойдем большой бизнес центр, чтобы попасть на торговую улицу (Циннянь Лу - 青年路), первую достопримечательность нашего маршрута. Это обычная "не древняя" торговая улица. Первый раз автор попал сюда в 2005 году, и это было типичным местом, где можно было купить любой брендовый товар (в большинстве случаев, поддельный). В наши дни китайские власти борются с этим разными методами. Наиболее радикальный способ приняли в Цибао : там вообще запретили продавать товары сорока известных фирм (Louis Vuitton, Hermes, Chanel и других) в маленьких магазинчиках и лавках. Чтобы понятно, каких именно брендов - на улице Qingnian Road установлены плакаты с изображением их логотипов и мерами воздействия к нарушителям. Обратите внимание, на подходе к Qingnian Road со стороны станции метро стоит билетная касса. В ней можно купить единый билет на все платные достопримечательности Цибао. Вход в сам городок бесплатный. Касса работает с 09:00 - 18:00. Стоимость единого билета 50 юаней. Покупать здесь абонемент или платить на месте по отдельности - решать вам. Двигаясь по Qingnian Road на восток, через некоторое время вы увидите Ворота Пайлоу и металлические отбойники перед ними. Возможно там будет толпа народа, которую эти ограждения сдерживают. Это вход в Цибао. Не пугайтесь, вход, как говорилось выше, свободный, а очередь движется быстро. Зачем нужны отбойники, вы поймете, попав на две главные улицы городка. Пройдя через ворота, мы окажемся на небольшой площади : справа скала с прудом, в котором плавают рыбки, а слева - следующая достопримечательность нашей экскурсии - (Bell Tower). В ней находится Колокол Туньлай (Tunlai Bell - 氽来钟), тот самый колокол из семи сокровищ Храма Цибао. Также здесь представлены нефритовые изображения остальных шести артефактов. Расскажем легенды, связанные с семью сокровищами Цибао : Легенда Колокола Туньлай.
Легенда Золотого Петуха.
Легенда о Летающем Будде.
Легенда Нефритового Топора.
Легенда о Волшебном Дереве.
Легенда о Золотой Сутре Лотоса.
Легенда о Нефритовых Палочках.
Перед дальней дорогой император подарил предку мечника пару нефритовых палочек для еды, которые стали передаваться из поколения в поколение. У Бижун был в третьем поколении, которому достались эти палочки. Их можно было использовать, как мечи, сражаясь с нечистью и монстрами, они могли сопротивляться пяти видам ядов. Эти палочки могли выдержать вес в тысячу цзинь (1 цзинь = 1/2 кг), с их помощью Бижун наказывал зло во имя счастливой и спокойной жизни. Один из мостов в Цибао назван в честь этих Нефритовых Палочек. Осмотрев Башню Колокола, продолжим наш путь. Если есть желание, вы можете залезть на каменную горку на площади. С нее открывается красивый вид на торговые улицы Цибао.
Прямо от площади, где стоит Башня Колокола, начинается (Bei Dajie - 北大街). Можно сказать, это одна из главных достопримечательностей Цибао. В отличии от "едовой" Южной Улицы здесь продают сувениры, бижутерию, косметику, мелкую галантерею. Кое-где можно понаблюдать, как эти самые сувениры делают. Улица узкая, народу очень много - назад вернуться трудно. Поэтому, если что-то понравилось, покупайте сразу, не откладывайте на потом. По ценам - немного ниже, чем в Старом Городе. Двигаясь по Северной Улице, где-то в ее середине, не пропустите (Cotton Textile Mill Museum). Во времена династий Мин и Цин климат Цибао наиболее подходил для выращивания хлопка, и это производство стало ведущим в экономике региона. В то время Цибао относился к провинции Сунцзян, став центром распределения и продажи хлопка этого региона. Практически все деревни и города провинции занимались хлопкопрядением. Так, в одном из старых исследований есть запись : "Люди, связанные с текстильным производством, шли на рынок утром, чтобы обменять ткань на цветы и рис. В следующее утро они приходили на рынок опять". Ткань, которую они производили, делилась на три типа : Бяо, Си и Коу. Си считалась самой лучшей в Цибао, получив повсеместную известность. Она всегда хорошо продавалась и даже экспортировалась в Европу и Америку. Благодаря развитию текстильного дела развивался и рынок оборудования для него. Например, Юго Западная Улица (одно из ответвлений Южной Улицы) когда-то называлась Улицей Прялок. Прялки и ткацкие станки продавались не только местным жителям, но и за пределы провинции и даже Китая. Музей Хлопковой Фабрики рассказывает о процессе производства хлопка : от обработки сырья до изготовления тканей и шитья одежды. Отдельный раздел посвящен свадебной церемонии в Цибао : здесь представлены свадебный зал и комната с приданым невесты.
Покинув музей, продолжим движение на юг по Северной Улице. Там, где она упрется в Мост Тан, поверните направо на Северо-Западную Улицу. Сразу же за поворотом нас встретит (Shadow Art Museum - 皮影艺术馆). Он посвящен одному из самых необычных видов театрального искусства, а также Мао Гэню (1850 - 1907), жителю Цибао, который первый представил этот вид искусства в Шанхае. Постановки театра теней из Цибао главным образом рассказывали об известных исторических событиях, используя при этом местный диалект. Фигурки персонажей изготавливались из овечьей кожи. Кроме этого в пьесах задействовали красивые рисованные фоны и яркую музыку, чтобы показать эмоции персонажей. Как говорилось выше, первым в Шанхае театр теней представил Мао Гэню. Сначала на концерты своей труппы он приглашал друзей и родственников, но когда его выступления набрали популярность, он стал давать представления в Шанхае и в трех соседних провинциях. В 1907 году во время концерта в Гуан Сю случилась эпидемия чумы, и Мао умер прямо на сцене. Но его дело продолжилось - с 1857 года театр теней дает представления уже на протяжении шести поколений, появилось несколько школ. Так третье поколение труппы Шуньлян Ма (Shunliang Ma) три месяца подряд выступала в шанхайском Great World. Обратите внимание на обеденный перерыв в работе музея.
Продолжим наш путь по Северо-Западной Улице. Дойдя до первого перекрестка, по правой стороне вы увидите скульптуру, посвященную Чжан Чунжэню. Мы пришли к следующей достопримечательности нашего маршрута - (Zhang Chongren Memorial Hall - 张充仁纪念馆). Чжан Чунжэнь - китайский художник и скульптор, который родился в Цибао в 1907 году. На западе он больше известен по дружбе с Эрже, бельгийским художником комиксов и автором Тинтина. Чжан рано потерял родителей и свое детство провел в приюте французских иезуитов, где научился французскому, а также рисованию. После окончания школы в 1928 году он работал дизайнером в кино и прессе. В 1931 году он покинул Китай, отправившись учится в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе (Académie Royale des Beaux-Arts). Там он познакомился с Эрже. Интересна история их встречи. Ранние комиксы бельгийца о приключениях Тинтина не отличались политкорректностью и для комедийного эффекта строились на стереотипах. Например, злые русские большевики (Тинтин в стране Советов) или тупые и ленивые африканцы (Тинтин в Конго). Поэтому когда Эрже задумал отправить своего героя в Китай (Голубой Лотос), отец Госсет (Gosset), священник китайских студентов, настоятельно советовал ему быть деликатным в отношении Китая. Бельгиец согласился, и в 1934 году Госсет представил ему Чжан Чунжэня. Два молодых человека быстро подружились, и Чжан познакомил его с китайской историей, культурой и живописью. Как результат, в Голубом Лотосе и в приключениях Тинтина описание мест, которые он посещал, были весьма аккуратными. Еще одним следствием дружбы Эрже с Чжан Чунжэнем стало понимание бельгийцем проблем колониализма, как со стороны Японии, так и западных государств в Международном Поселении в Шанхае. Все это отразилось в его комиксах о Китае, что вызвало недовольство определенных кругов - например японские дипломаты выразили протест министру иностранных дел Бельгии. В 1936 году Чжан Чунжэнь вернулся в Шанхай, где провел многочисленные выставки картин и скульптур. Он также основал свою художественную студию. Но началась Китайско-Японская Война, затем Вторая Мировая и далее гражданская война в Китае. Во время Культурной Революции Чжан работал дворником, пока в 1970-х не занял пост главы Академии Изящных Искуств (Fine Arts Academy) в Шанхае. Он переводил и редактировал книги по искусству, а также продолжал писать, например среди его работ были портреты Дэн Сяопина и Франсуа Миттерана. Только в 1981 году Чжан Чунжэнь смог поехать в Европу, где наконец снова встретился с Эрже. В 1989 году Чжан получил французское гражданство и осел в пригороде Парижа, где и умер в 1998 году. Музей Чжан Чунжэня, где мы сейчас находимся, был открыт в марте 2003 года. На двух его этажах представлены более 100 скульптур и картин художника, а также фотографии и вещи, принадлежавшие Чжану. Экспозиции в музее построены по хронологическому принципу - от зала к залу мы словно наблюдаем за жизнью художника : от ранних лет учебы в Европе до начала экономических реформ и открытия Китая миру. Скульптура, которая стоит перед входом в музей, создана одним из его учеников - Янь Южэнем (Yan Youren). Как и с музеем театра теней помните о перерыве в работе музея. Кроме того, по решению Шанхайского Муниципалитета он стал одной из "Баз Патриотического Воспитания", поэтому сюда часто привозят делегации, соответственно, для простой публики музей закрывают.
Покинем музей и вернемся к Северной Улице. Далее по Мосту Тан (Tang Bridge) перейдем Реку Пухуэй (Puhui River), которая делит Цибао на две части. Спустившись с моста, мы попадем на . В отличии от Северной, ее специализация - еда. Среди местных деликатесов стоит отметить ароматные кексы из полированного клейкого риса "цибаогао", высушенный бобовый творог, завернутый в листы лотоса "хэбао доуфугань", жаренный сладкий картофель "каохуншу", покрытые сахарной глазурью ягоды на палочке "танхулу" и многое другое. Кроме лавок и киосков есть и небольшие ресторанчики. Дойдя до конца Южной Улицы, и не покидая туристическую часть Цибао, мы свернем направо (на юго-запад) на улицу Fuqiang Street. Практически сразу за углом будет стоять (Qibao Gallery). Она не посвящена какому-то конкретному автору или жанру, здесь просто регулярно проводятся выставки картин и каллиграфии. Если у вас есть время, можете заглянуть.
Далее нам предстоит сделать небольшой крюк : продолжим идти по Fuqiang Street до пересечения с Yutang Street, где повернем налево (на юг). Поначалу вам будет не по себе - минуту назад вы шли по переполненными туристами Северной и Южной улицам, и вдруг все они "испарились". Не бойтесь - идите спокойно дальше. Через 190 метров на перекрестке с Baonan Road мы снова повернем налево. Еще 50 метров и еще один поворот налево в узкий проулок, который приведет нас к красивой (Church of the Assumption of Mary или Our Lady of Assumption Church). Эту церковь построили в 1866 году, а на следующий год ее открыл для прихожан Отец Лун (Father Long). Уже тогда она могла вместить 1000 человек. В 1896, 1912 и 1929 году ее расширяли. В 1949 году колокольня церкви была разрушена в результате попадания бомбы. В 2010 году к выставке Expo церковь отреставрировали, пригласив для этого архитектора Андре Чжоу (Andre Zhou). Церковь принадлежит к тому же приходу, что и школа У Бэнь (Wu Ben), в которой учился скульптор Чжан Чунжэнь, музей которого мы посетили ранее. Обратите внимание на пару львов у входа - китайское дополнение к готическому стилю.
Выйдя из церкви, вернемся к улице Baonan Road. От сюда снова налево : сначала на самой Baonan Road, затем на ее пересечении с Zhenqi Road, поднявшись по которой на север, мы прийдем ко входу (вернее выходу) Южной Улицы - круг замкнулся. Но мы пойдем дальше по Zhenqi Road и через 50 метров повернем направо на Nanxi Street, которая приведет нас к улице . Это еще одна торговая улица Цибао. Ее самая интересная часть начинается за мостом через речку. Хотя кое-что здесь продают и для туристов, ее направленность больше на местных жителей. К сожалению, старые кварталы вокруг идут под снос, а на их месте строят многоэтажки. Например раньше, от выхода с Южной Улицы до моста можно было дойти напрямую, сейчас же из-за построенного кондоминимума (с забором и охраной) приходится обходить по Nanxi Street. Главной достопримечательностью Fuqian Street можно назвать (Nan Qibao Si - 南七宝寺), хотя может правильный перевод Южный Храм Цибао. Вход в этот маленький, но очень колоритный храм, прямо с улицы. В нем всего один зал. Народу, тем не менее, много. Покинув храм на улице Fuqian Street, мы пройдем еще 100 метров на восток, пока не увидим ответвление к реке Пухуэй. Эта дорога и мост через реку ведут к последней достопримечательности нашей экскурсии - (Qibao Temple - 七宝寺). Как говорилось в самом начале, именно этот храм дал название городку. Тот храм, что мы видим сейчас, был построен 2002 году, от чего его называют Новый Храм Цибао. При его возведении строители ориентировались на архитектурные стили династий Хань и Тан. Сам храм занимает площадь 62 гектара : кроме залов и павильонов он включает пагоду и большой сад. Обратите внимание на предсказателей, которые оккупировали дорогу к воротам храма от улицы Fuqian Street.
На этом наша экскурсия закончилась. Немного слов, как вернуться обратно. Из-за плотного движения охранники могут не пропустить вас через южный вход в Цибао (если вы вдруг захотите снова пройтись по Южной и Северной Улицам городка), поэтому туристы возвращаются на Qingnian Road по параллельной Hengli Road (North). Эта улица, особенно у берега реки Пухуэй, тоже интересна. На карте вы можете увидеть путь возвращения. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|