Синьтяньди (Xintiandi)Эта экскурсия пройдет по бывшей Французской Концессии. Четко определить ее направленность трудно, поэтому название выбрано условно. Но три района, которые стоит посетить, выделить можно. Прежде всего, это собственно Синьтяньди - квартал старых шикумэней, превращенный в зону отдыха. Вторая область - это район Парка Фусин, где находится много мест, связанных с историей Шанхая. Третий - это кварталы вокруг станции метро Shaanxi Road South. Кроме этого, в экскурсии будет несколько необязательных ответвлений, например к Шанхайской Консерватории и прилегающей улице музыкальных магазинов, а также к красивой Вилле Моллера. Интересной особенностью улиц, по которым мы пройдем, можно назвать сохранившиеся старые виллы и коттеджи. Если вы собираетесь строить дачу или загородный дом - можно почерпнуть много идей. Теперь подробно про логистику (для понимания лучше открыть карту). Экскурсия начинается от станции 8-ой линии метро Dashijie, недалеко от которой находится подземный рынок детской одежды Нихун. Если вас это не интересует, то вы можете начать со станции метро Huangpi Road South (1-ая линия) и сразу перейти к Синьтяньди. Между Парком Фусин и Парком Сянян в маршруте есть большое ответвление на север. Если вас там ничего не заинтересовало, вы можете "срезать" путь, перейдя от Свято-Николаевского Храма (п. 19) к Astrid (п. 39). ЭКСКУРСИЯ ПО СИНЬТЯНЬДИ И ОКРЕСНОСТЯМИтак, экскурсия начнется от станции метро Dashijie линии 8, которую нужно покинуть через выход №3. Далее мы пройдем по улице Jinling Road Middle, оставив справа от себя Шанхайский Концертный Зал. Обратите внимание на цифры слева от текста : по ним вы сможете найти описываемую достопримечательность на карте района (по цифрам можно кликать). Первой достопримечательностью нашей экскурсии будет подземный (Nihong Children's Clothing Market), вход в который находится в северо-западном углу улиц Jinling Road Middle и Pu'an Road. Основной ассортимент этого торгового центра - одежда и игрушки для детей до восьми лет. Есть небольшая игровая зона. По фотографиям вы можете приблизительно оценить ассортимент.
Далее мы спустимся по Pu'an Road на юг 120 метров ко входу в (Huaihai Park - 淮海公园). История этого места начинается в 1865 году, когда правление Международной Концессии купило 34 тысячи квадратных метров земли на этом месте, чтобы построить кладбище. 1 июня 1868 года оно было открыто и получило название Baxianqiao Cemetery, что можно перевести, как Мост Восьми Бессмертных. В 1873 году представители французской стороны построили свое кладбище к северу этого. Первое кладбище было заполнено в 1925 году, а французское в 1905-ом. Всего на них было 4339 могил, 93% из которых - иностранные. В августе 1956 года городские власти приняли решение превратить Baxianqiao Cemetery в парк. С октября 1957 года по февраль 1958-го все захоронения были перенесены на Кладбище Цзиань (Ji’an Cemetery) в уезде Цинпу (Qingpu County). Строительство парка началось 17 марта 1958 года, а открытие состоялось 1 июля того же года. В 1970 году под парком начали строить бомбоубежище, что привело к разрушению его инфраструктуры. И хотя местные власти пытались несколько раз его ремонтировать, парк пришел в полный упадок. В 1989 году муниципалитет выделил необходимые средства на полную реконструкцию Парка Хуайхай. При этом, учитывая его маленькие размеры и большую насыщенность местности туристами, было решено отдать больше площади под дорожки и открытые места.
Пройдем Парк Хуайхай с севера на юг и выйдем на улицу Jinan Road, по которой спустимся еще 200 метров ко входу в еще один парк - (Taipingqiao Park - 太平桥公园), открытого в 2001 году. Он является примером современного подхода к ландшафтному дизайну - парк одновременно объединяет и разделяет четыре разных по архитектуре квартала вокруг, не давая высоткам "давить" на низкоэтажный Синьтяньди. Парк Тайпинцяо стал частью большого проекта реконструкции этого района города - Taipingqiao Urban Redevelopment Project, разработкой которого занималась компания Peter Walker and Partners. Под озером находится автомобильная парковка на 200 мест, а на поверхности, в западной части, установлена платформа, на которой проводятся различные мероприятия, например Неделя Высокой Моды в Шанхае (Shanghai Fashion Week). Прогулявшись по Парку Тайпинцяо, мы выйдем на улицу Huangpi Road South, на которой повернем направо (на север). Через 40 метров вы увидите старый кирпичный шикумэнь с одинаковыми дверьми. Это (Museum of the First National Congress of CPC). 23 июля 1921 года в этом доме собрались 13 делегатов, среди которых был и Мао Цзэдун, чтобы объявить о создании Коммунистической Партии Китая, принять программу партии, утвердить состав Центрального Бюро. Дом принадлежал одному из делегатов - Ли Ханьцзюню (Li Hanjun) и его старшему брату. Конгресс продлился до 30 июля, когда повсеместные обыски полиции заставили делегатов свернуть съезд, переехать в Цзясин (Jiaxing) провинции Чжэцзян и продолжить работу на прогулочной лодке на Южном Озере. Кроме 13 делегатов на съезде присутствовали два наблюдателя от Коминтерна, среди которых был и представитель от Советской России - Никольский В.А. В феврале 1938 года он был арестован по обвинению в сговоре с троцкистами и расстрелян в сентябре того же года. Позже был реабилитирован. Сам музей был открыт в 1952 году. Здесь представлены материалы и фотографии, связанные со съездом, его делегатами и тем временем. Среди материалов много на русском языке, например программа КПК (или, как в ней указано - КитКомПартии), газета "Шанхайская Жизнь", где очень интересно почитать объявления. Также есть анкета одного из представителей с любопытными ответами на следующие вопросы : "образование - незаконченное высшее,
Первый Съезд КПК прошел в так называемом шикумэне, архитектурном явлении, характерном для Шанхая и некоторых других городов Китая. Чтобы лучше узнать этот стиль "изнутри" зайдем в (Shikumen Open House Museum). Этот музей рассказывает об истории появления и развития этой техники строительства в Шанхае, и как это влияло на жизнь горожан. Ведь в конце XIX - начале XX века 60% построек в городе были шикумэни. Само слово шикумэнь (石库门) можно перевести, как "каменные ворота склада" - вы, наверно, обратили внимание на целый ряд таких ворот-дверей в здании Дома-музея первого съезда КПК. Еще одной особенностью таких построек является вытянутость, которая, в свою очередь, привела к появлению другого феномена - лун (long - 弄) - узких улочек, образованных шикумэнями. Аналогом лунов можно считать пекинские хутуны. Сам стиль возник после "открытия" Шанхая в 1843 году, когда местные строители стали адаптировать европейские террасные дома к китайским условиям. Важной причиной их появления можно считать большое количество мигрантов, бежавших в Шанхай из-за Восстания Тайпинов и Общества Маленьких Мечей. В то время возникла потребность в жилье, а такие коммуналки позволяли дешево и быстро расселить вновь прибывших. К тому же владельцы квартир делили свою площадь на еще меньшие комнаты, чтобы сдавать в наем. Естественно, это приводило к перенаселенности. Одна из самых известных в Китае сатирических комедий так и называется "72 Семьи-Арендатора" (The 72 Tenant Families - 七十二家房客). Это даже привело к появлению литературного стиля Тинцзыцзянь (Tingzijian). Тинцзыцзянь - это маленькая комната, расположенная на повороте лестницы. В 1920-х и 1930-х в Шанхай приехало много писателей и художников. Они были одиноки, и такие комнаты стали дешевой и удобной формой проживания. Так, Лу Синь, Цай Юаньпэй (Cai Yuanpei), Мао Дунь, Ба Цзин, Дин Лин и Фэн Цзыкай (Feng Zikai) жили в тинцзыцзянях. Соответственно, произведения, где отражалась жизнь в шикумэнях и лунах стали называть Литературой Тинцзыцзянь. Закат строительства шикумэней приходится на 1930-е, когда на их смену пришли жилые многоэтажки. После образования КНР в 1949 году их строительство прекратилось полностью. Тем не менее, в 2010 году китайское правительство признало технику строительства шикумэней и лунов частью национального нефизического культурного наследия.
Выйдя из музея, прогуляемся по (Xintiandi - 新天地). В переводе его название означает "Новое Небо и Земля". Сам квартал стал первой фазой проекта Taipingqiao Urban Redevelopment Project, целью которого было создать новое общественное пространство, используя старые постройки в стиле шикумэнь. Фактически Синьтяньди превратился в один из туристических районов Шанхая со своим "старым" колоритом. Большей частью он заполнен кафе, барами и ресторанами, есть и бутики. Улица Xingye Road четко разделяет Синьтяньди на две части - северную "историческую", заполненную шикумэнями, и южную современную, где стоит большой торговый центр. Особенно здесь красиво вечером после захода, когда загораются уличные огни и лампы над столиками рядом с кафе. Но нужно сказать, что этот район, мягко говоря, не дешевый.
Покинем Синьтяньди и выйдем на улицу Madang Road, по которой спустимся на юг сначала 150 метров до Zizong Road, затем еще 110 метров до нашей следующей достопримечательности - (Site of Korean Provisional Government - ВПК). Если шикумэни и луны, которые мы видели в Синьтяньди, отчасти искусственные, то там, где находится музей, они настоящие и по образу и по духу. Сам музей посвящен Правительству Кореи в Изгнании, которое было сформировано именно здесь 13 апреля 1919 года после принятии декларации о независимости. Что интересно, практически одновременно временные правительства Кореи были также образованы в Сеуле и во Владивостоке (в марте и апреле того же года). Национальный Совет Кореи (National Council of Korea) во Владивостоке, когда был информирован о создании временного правительства в Шанхае, направил свои усилия на объединение с шанхайской группой. Основной целью создания ВПК была борьба за освобождение Кореи от японской оккупации, длившейся с 1920-го по 1945 год. Правительство координировало действия партизанских отрядов, организовывало боевые действия и акции, например, атаку на японское военное представительство в Шанхае в апреле 1932 года. Кульминацией его работы стало формирование Корейской Освободительной Армии (Korean Liberation Army) в 1940 году. 9 декабря 1941 года ВПК объявило войну Государствам Оси (Япония, Германия и Италия), и освободительная армия приняла участия в боевых действиях совместно с Китаем. Свою работу временное правительство закончило с окончанием Второй Мировой Войны. Его члены вернулись в Корею, чтобы сформировать свои собственные политические партии и начать борьбу за власть на той части Корейского Полуострова, которую мы знаем, как Южная Корея.
Покинув музей, снова выйдем на Madang Road и продолжим спускаться по ней на юг. Через 110 метров на перекрестке с Fuxing Road Middle повернем налево (на восток) и пройдем еще 140 метров. На пересечении с Huangpi Road перейдем на другую сторону Fuxing Road, где прямо на углу будет стоять (Bank Museum) или, как его еще называют, Музей Финансов (Museum of Finance). Этот музей был открыт 5 февраля 2016 года в бывшем здании Шанхайской Асоциации Баров (Shanghai Bar Association). Но изначально он появился в 2000 году, основанный ICBC в Пудуне. Музей рассказывает об истории денежной и финансовой системы Китая на протяжении 160 лет с конца династии Цин. Особенный упор делается на истории денежных отношений Шанхая и самого банка ICBC. Музей занимает четыре этажа. На первом - билетные кассы, сувенирная лавка и временные выставочные залы. На втором этаже экспозиции, посвященные традиционным китайским и иностранным кредитным организациям в Китае после Опиумных Войн. На третьем этаже - рассказ о становлении китайских финансовых институтов во времена националистического правительства. Четвертый этаж посвящен финансовой системе КНР.
Бок о бок с Банковским Музеем стоит еще одно здание, спроектированное архитектором Ласло Худьецом - (Lafayette Cinema). Построенный в 1933 году, сейчас он превращен в Художественно-Дизайнерский Центр (Art and Design Centre), где проходят различные выставки и перформансы.
От бывшего кинотеатра мы пойдем по улице Fuxing Road Middle на запад. Через 260 метров вы увидите (All Saints' Church). Она принадлежит Американской Англиканской Церкви. Ее история начинается в 1915 году, когда Преподобный Камерон Макрае (Cameron MacRae), англиканский миссионер, основал Церковь Всех Святых в арендованном доме. Еще 10 лет ушло на подготовку и сбор средств. В 1925 году новая церковь открылась для прихожан. Она построена в романском стиле и может вместить до 1000 человек.
Двигаясь дальше на запад по Fuxing Road Middle, через 180 метров мы подойдем к (Liu Haisu Former Residence). Лю Хайсу - китайский художник, которого называли бунтарем за независимый характер и ломку старых традиций в рисовании. Он родился в семье торговцев в Цзянсу и уже в 14 лет уехал в Шанхай, где самостоятельно изучал западное искусство. Вернувшись домой в следующем году, он открыл свою собственную художественную школу. Но в 1912 году вынужден был бежать в Шанхай от своих родителей, которые хотели его женить по расчету. В Шанхае со своими друзьями У Шигуаном (Wu Shiguang) и Чжан Югуаном (Zhang Yuguang) он основал Шанхайскую Художественную Школу (Shanghai Art School). В марте 1914 года в своей школе Лю открыл курсы, где использовал обнаженные модели - впервые в Китае. Правда ни одна женщина не согласилась позировать, поэтому модели были мужчины. В 1917 году школа провела выставку, где были представлены работы с этих курсов - это вызвало огромный скандал. Но Лю Хайсу решил этим воспользоваться, чтобы предать больше известности данному направлению искусства. В 1920 году, спустя шесть лет после открытия курсов, они наконец смогли найти женщину-модель для рисования в стиле ню. На Лю Хайсу посыпались проклятия, его называли "предателем искусства". В 1926 году один из местных правителей, Сунь Чуаньфан (Sun Chuanfang), увидев выставку с обнаженной натурой, был так шокирован, что посоветовал художнику прекратить использовать ню моделей, сказав, что "его школа не станет хуже, если он откажется от них". Но совет был проигнорирован, и Сунь Чуаньфан попытался арестовать художника, а школу закрыть. Но так как она находилась на территории Французской Концессии (то есть вне его юрисдикции), максимум, что ему удалось, так это запретить использовать обнаженных моделей. Если неприятие китайским обществом того времени обнаженной натуры вполне понятно, то что вы скажете на то, что Лю Хайсу сломал еще одну старую традицию - рисовать только внутри помещения. В 1918 году он с группой студентов выехал на Западное Озеро на пленэр. А в 1919 году впервые принял в студенты женщин. Лю Хайсу был очень энергичным человеком : он несколько раз посещал Европу, где встречался с Матиссом и Пикассо, а одной из его любимых тем были Горы Хуашань, на которые он поднимался десять раз. Художник умер в 1994 году, прожив 98 лет. Сейчас в Шанхае открыт музей, посвященный его творчеству - Liu Haisu Art Museum (станция метро Yanan Road West линий 3 и 4).
Прямо напротив Резиденции Лю Хайсу стоит многоэтажка . Она названа в честь французского генерала Огюста Дюбая (Augustin Yvon Edmond Dubail), участника Франко-Прусской Войны и Первой Мировой. Из интересных фактов его биографии стоит отметить, что в 1916 году по указу Российского императора Николая II он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Здание было построено в 1931 году, о чем есть табличка у входа. Но больше интересна другая памятная доска, установленная рядом. Она говорит, что здесь проживала Агнес Смедли (Agnes Smedley), по мнению Public Broadcasting Service, одна из самых продуктивных женщин-шпионов XX века, которая была тройным агентом, работая на коммунистический Китай, Индию и Советский Союз. Она похоронена на Революционном Кладбище Бабаошань под Пекином (Babaoshan Revolutionary Cemetery). Почитать о ее противоречивой биографии вы можете в интернете или найти ее собственный полуавтобиографический роман "Дочь Земли". Считается, что Смедли была любовницей Рихарда Зорге, когда работала в Шанхае. Во всяком случае именно она познакомила его с Одзаки Хоцуми, японским коммунистом и главным информатором Зорге, а также помогала ему наладить сеть шпионажа.
От Dubail Apartments спустимся по Chongqing Road South на юг (над ней идет эстакада North-South Elevated Road). Через 130 метров по левой стороне улицы вы увидите вход под арку в проулок с номером 205. Пройдя внутрь, найдите шикумэни с номерами 53 и 54 - это будет (Memorial Hall of Zou Taofen). Цзоу Таофэнь - китайский журналист и политический деятель. В 1926 году стал редактором журнала Life Weekly (Shenghuo zhoukan), который славился политическими репортажами и социальной критикой правительства Чан Кайши. Был в Советском Союзе. Посмертно был принят в Коммунистческую Партию Китая. Дом-музей открыли для публики в 1958 году в бывшей резиденции Таофэня. Подробнее о его жизни можно почитать здесь. У Таофэня было два сына. Старший, Цзоу Цзяхуа (Zou Jiahua), окончивший Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, в 1991 году стал вице-премьером КНР. А младший, Цзоу Цзинмэн (Zou Jingmeng), был избран президентом Всемирной Метеорологической Организации.
Снова выйдем на Chongqing Road South, пройдем еще 50 метров на юг и пересечем ее под эстакадой. На противоположной стороне будет стоять наша следующая достопримечательность - (Saint Peter's Church). Изначально эта церковь была построена в 1933 году иезуитами и служила исключительно для студентов Университета Аврора (Aurora University). С ростом ее важности, в 1934 году она была преобразована в общественную. Церковь построена в византийском стиле, но в упрощенном варианте. К северу от нее находилось кладбище. Во время Культурной Революции Церковь Святого Петра конфисковали и использовали под досуговый центр. В 1984 году в ней выделили небольшой помещение для богослужений. В начале 1990-х началось строительство эстакады над Chongqing Road и церковь снесли, перестроив заново в 1995 году. Может, в качестве компенсации, в 1994 году ее полностью передали епархии Шанхая. Обратите внимание, сама церковь находится на третьем этаже - опять же, из-за эстакады - чтобы быть выше ее.
Вернемся по Chongqing Road South к улице Fuxing Road Middle и повернем на ней налево (на запад), пройдем по ней 300 метров до перекрестка с Sinan Road, на котором снова повернем налево (на юг). Через 130 метров по левой стороне улицы будет стоять (Former Site of CPC Delegation's Office in Shanghai). Другое его название - Бывшая резиденция Чжоу Эньлая (Former Residence of Zhou Enlai). Шанхайское отделение делегации КПК было основано в июне 1946 года для переговоров между КПК и Гоминьданом (Kuomintang - KMT) сразу после победы в войне против Японии. В то время Шанхай находился под контролем националистов, поэтому, из-за введенных ими ограничений, это место для местных жителей было известно, как Резиденция Генерала Чжоу Эньлая. Именно здесь Чжоу Эньлай, Дун Биу (Dong Biwu) и другие товарищи встречались с представителями разных организаций, проводили пресс-конференции для местных и зарубежных корреспондентов, демонстрируя приверженность КПК к миру и демократии, и, в свою очередь, раскрывая стремление правительства националистов к гражданской войне. 15 ноября 1946 года Гоминьдан в одностороннем порядке провел Национальный Конгресс, тем самым закрыв двери к мирным переговорам. В конце февраля 1947-го шанхайская администрация KMT приказала членам делегации КПК немедленно покинуть Шанхай, а дом Чжоу Эньлая был поставлен под открытое наблюдение. Последняя группа делегации КПК покинула город 5 марта. Сама резиденция была построена в 1920-х. Ее прежний адрес, 107 Sinan Road, до сих пор можно увидеть рядом с новым (73). В 1959 году этот дом был объявлен объектом исторического наследия, а в 1979-ом превращен в музей. Обратите внимание на виллу напротив по адресу 70 Sinan Road (бывший 98), в которой раньше была Шанхайская Клиника Матери и Ребенка, - здесь располагался секретный пост агентов Гоминьдана, которые фиксировали все действия вокруг дома и ежедневно докладывали начальству.
Покинув музей, снова вернемся на Fuxing Road Middle и повернем на ней налево (на запад). Через 70 метров вы увидите арочный вход в (Long 553 - 553弄). У нас снова появилась возможность понаблюдать за жизнью простых шанхайцев. А заодно посетить две бывшие резиденции известных людей. Первая резиденция по №1 когда-то принадлежала Ши Лян (Shi Liang), которая была выдающимся юристом и политическим деятелем Китайской Республики. Она была единственной женщиной арестованной в так называемом "Инциденте Семи Джентльменов" (Seven Gentlemen Incident), среди которых был и Цзоу Таофэнь. История этого инцидента началась в мае 1936 года, когда была основана Ассоциация Национального Спасения (National Salvation Associations) в ответ на призыв КПК организовать всеобщий национальный фронт против японской агрессии. Ассоциация потребовала от Гоминьдана прекратить гражданскую войну против коммунистов перед угрозой японской оккупации. 23 ноября 1936 года правительство националистов арестовало семерых лидеров Ассоциации, как представляющих "национальную угрозу". Но этот случай вызвал широкий резонанс, и на их защиту встали, как местные, так и зарубежные политики и журналисты. В итоге, в 1937 году, арестованные были освобождены. После образования КНР в 1949 году Ши Лян стала министром юстиции и проработала на этом посту до 1959 года. В этом доме она прожила с 1931-го по 1937 год. Пройдя немного дальше, мы подойдем к дому №8, где с 1927-го по 1937 год жила еще одна известная китайская революционерка, политик, художница и поэтесса - Хэ Сяннин (He Xiangning). Она выступала за равенство женщин и придерживалась феминистических взглядов с молодости. Например, она отказывалась по указанию отца традиционно бинтовать ноги. Может быть поэтому Сяннин вышла замуж за Ляо Чжункая, китайца американского происхождения, который был против женитьбы на женщине с забинтованными ногами. Более подробно о жизни Хэ Сяннин можно узнать в этой статье.
Вернемся на улицу Fuxing Road Middle, повернем направо (на восток) и дойдем до ее пересечения с Sinan Road. Здесь, в северо-восточном углу перекрестка, будет стоять (Former Yuan Shikai Family Residence). Если вас спросят, кто был последним императором Китая, то вы, наверно, ответите - Пу И. Нет, он был последним императором династии Цин, а вот последним императором Китая как раз был Юань Шикай, при чем провозгласил себя таковым он сам. Юань Шикай - яркая и неординарная личность, сыгравшая важную роль в годы становления Китайской Республики.
До того, как Юань Шикай объявил себя императором, он был президентом Китайской Республики. Свой пост, в свою очередь, он получил от временного президента Сунь Ятсена, который стал им в 1911 году после победы Учанского восстания. Шанхай - город маленький, и случайно или нет, но дом семьи Юань Шикая стоит рядом с (Former Residence of Sun Yat-sen). Наверно в каждом китайском городе есть улица Zhongshan или парк Zhongshan - все они названы в честь этого выдающегося политика, которому посмертно в 1940 году был присвоен титул Отца Нации. В этом доме, который был подарен одним китайцем из Канады, Сунь Ятсен с супругой Сун Цинлин провели шесть лет с 1918 по 1924 год. После смерти Сунь Ятсена в 1925 году его вдова продолжала жить в этом доме до 1937 года, когда японская армия заняла Шанхай. После окончания войны она подарила особняк правительству для организации мемориала в память о великом политике. Музей был открыт для посетителей в 1961 году.
Покинув дом-музей, поднимемся по улице Sinan Road на юг 150 метров, а на перекрестке с Gaolan Road повернем налево (на запад). Через 50 метров по правой стороне вы увидите (Saint Nicholas Russian Orthodox Military Church). Церковь была построена по инициативе Фадея Глебова, который и организовал сбор средств. Проект храма был бесплатно разработан архитектором Александром Яроном, кроме того, он оплатил работу всего технического персонала. Закладка храма состоялась 18 декабря 1932 года, а освещение - в начале 1934-го. В 1949 году количество русских эмигрантов в Шанхае резко сократилось, и в августе 1955-го храм закрылся. Во времена Культурной Революции церковь сильно пострадала : разрушены купола, витражи (сейчас это плохая имитация), фрески закрашены. В храме открыли прачечную. Говорят, что от полного разрушения храм спас портрет Мао Цзэдуна, размещенного неизвестным на фронтоне колокольни. Уже в наши дни здесь открылся ресторан и ночной клуб. Сейчас при поддержке Генерального консульства России предпринимаются усилия по возвращению храма верующим, но пока безрезультатно. Максимум, удалось убрать ночной клуб. Богослужения если и разрешают, то только по некоторым праздникам. Возвращаясь к истории храма, нельзя не упомянуть о тысячах "белых" русских, которые бежали на юг после победы Октябрьской Революции 1917 года, особенно, когда в 1920 году пал последний бастион Белой Армии - Владивосток. Сначала Харбин, затем Тяньцзинь и Шанхай. В 1934 году в Шанхае было 25 тысяч русских, по сравнению с 2500 французами, 3800 американцами и 9200 англичанами. Большинство осело в менее дорогой Французской Концессии, где Avenue Joffre скоро стала известна, как Маленькая Россия. Лишенные всего, включая и гражданства, русские заняли социальную нишу между европейскими экспатриатами и китайцами. Многие из эмигрантов были из высших слоев общества, и им никогда не приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом. Пока одни становились охранниками для богатых шанхайцев, другие жили за счет изобретательных русских женщин, которые открывали магазины, салоны красоты и чайные дома, всячески стараясь не сползти в полу-легальную категорию танцовщиц и проституток. До Второй Мировой Войны белые русские без гражданства и без паспортов не могли покинуть Шанхай. Только после войны Администрация Помощи и Восстановления Объединённых Наций (United Nations Relief and Rehabilitation Administration) помогла расселить их по миру.
Если вы стеснены во времени и выбрали короткий вариант маршрута, то можете сразу перейти к пункту 39, мы же продолжим расширенный вариант экскурсии и проследуем в (Fuxing Park - 复兴公园). Для этого нам надо пройти по улице Gaolan Road на восток, пока она не упрется во вход в парк. Парк Фусин, чье название можно перевести, как "Возрождение", - один из самых старых в городе. Еще во времена династии Цин на этом месте был сад, а с "открытием" Шанхая французы здесь разбили военный лагерь. Но возникла идея общественного парка во французском стиле, и 14 июля 1909 года в день Взятия Бастилии он появился, получив название - Парк Гуцзячжай (Gujiazhai Park). Местные жители называли его просто - Французский Парк. Часть его лужаек использовали Французский Клуб, а позже и Французская Школа для игры в теннис и для других спортивных мероприятий. В 1944 году во время оккупации Шанхая, японцы переименовали его в Парк Дасин (Daxing Park). В 1946-ом он получил новое имя - Парк Фусин. В 2007 году здесь прошел большой ремонт, целью которого было восстановить элементы, присущие французским садам. Среди прочего в парке установлена скульптура Марксу и Энгельсу. Она весит более 70 тонн и состоит из трех кусков гранита.
Прогулявшись по парку, мы выйдем на его северо-восточной стороне, где вы практически сразу попадете на (Yandang Road Pedestrian Street). Сразу оговорюсь, что эта достопримечательность интересна только, если на ней проходит какое-либо мероприятие. Тем не менее, на ней есть бутики, кафе и несколько старых зданий, среди которых выделяется здание Национальной Ассоциации Профессионального Образования Китая. Улица Yandang Road упирается в Huaihai Road Middle, на которой мы повернем налево (на запад). Пройдя 200 метров, вы увидите вход под арку, где находится (Memorial and Site of China SYL Central Committee). 22 августа 1920 года Ю Сюсун (Yu Xiusong) вместе с семью другими молодыми людьми основали Шанхайскую Социалистическую Молодежную Лигу (СМЛ). Ее штаб располагался во Французской Концессии на улице Avenue Joffre (сейчас Huaihai Road Middle) в этом здании. После шанхайского, отделения лиги стали появляться по всему Китаю. В сентябре того же года здесь была основано Общество Иностранных Языков (Foreign Language Society), под прикрытием которого осуществлялась революционная деятельность, а также готовились кадры для посылки в Советский Союз для дальнейшего обучения. Сама СМЛ считается предтечей Коммунистического союза молодежи Китая, который был создан по образу ВЛКСМ СССР. 4 марта 1961 года это здание было внесено в список культурного наследия, а в 2004-ом здесь открылся музей.
Продолжим движение по Huaihai Road Middle на запад. Через 400 метров на перекрестке с улицей Ruijin 1-st Road вы увидите - красивое здание в испанском стиле, спроектированное и построенное архитектором Ласло Худьецом в 1927 году. Улица Huaihai Road Middle когда-то называлась Avenue Joffre. Это был самый дорогой район Французской Концессии, подобно Nanjing Road в Международном Поселении. Здесь находились изысканные резиденции, элитные магазины и международные консульства. Estrella означает "звезда", и действительно, это здание стало настоящей звездой Avenue Joffre. Владельцем Estrella Apartments был еврейский бизнесмен Альберто Кохен (Alberto Cohen), который приехал в Шанхай со Среднего Востока в 1910 году. Он заработал свой капитал на транспортных услугах (рикши) и решил вложиться в недвижимость совместно с китайскими компаниями. В этом семиэтажном здании было всего 15 апартаментов. На верхнем этаже находился сад, а первый занимали магазины, и у каждого была своя маленькая лестница на второй этаж. Квартиры Estrella Apartments были оборудованы по последнему слову техники : мусоросжигатель, холодильники, гардеробные, встроенные гладильные доски. На кухне были газовые или электрические плиты, современная раковина. В то время среднюю часть Avenue Joffre называли Невским Проспектом из-за множества русских магазинов, стоявших от Rue Massenet (сейчас Sinan Road) до Shanzhong Road (сейчас Changshu Road). Были таковые и в Estrella Apartments, например, один из жильцов этого дома, Лиознов, держал здесь аптеку Union Pharmacy, а другой, Дукин, галантерейный магазин. В 1943 году улицу Route des Coeurs переименовали в Ruijin 1-st Road, соответственно, здание стали называть Ruijin Building. В 1999 году оно было внесено в Список Выдающихся Исторических Зданий подлежащих сохранению.
От Estrella Apartments пройдем 250 метров на запад - до пересечения улиц Huaihai Road Middle и Maoming Road South, где вы увидите кинотеатр . Он был построен в 1932 году чешским архитектором Гондой (Gonda), который до этого спроектировал другой кинотеатр в задании Capitol Building. Владельцем нового кинотеатра был Виктор Сассун. Как и Capitol Building, Cathay Theatre стоит на углу перекрестка, но на этот раз архитектор не стал скруглять углы в стиле stream-line. Внутри кинотеатра был большой зал на 1080 мест. Его открытие состоялось 1 января 1932 года показом американского фильма "Свободная Душа" со звездой Голливуда 1930-х Нормой Ширер в главных ролях. В нем и дальше до 1949 года в основном крутили английские и американские фильмы, используя китайские субтитры или наушники для перевода. В 1994 году кинотеатр получил статус памятника архитектуры, но это не помешало в 2003-м разбить его большой смотровой зал на три маленьких. Отделка в залах была полностью закрыта, но в фойе вы еще можете оценить интерьер старого Cathay Theatre.
От сюда у вас снова есть возможность пропустить часть экскурсии, сразу перейдя к пункту 39, ну а основной маршрут повернет на север на улицу Maoming Road South. Через 300 метров вы увидите еще одно место, где проводили досуг шанхайцы 1930-х - . История этого театра начинается намного раньше 1931 года, когда завершилось его строительство. Во время прогулки по улице Yuanmingyuan Road из экскурсии по Набережной мы проходили мимо здания Liceum Building (оно стоит недалеко от бывшего Китайского Общества Баптистской Литературы). Liceum Building было названо в честь одного из самых первых западных театров в Шанхае. Но сначала, в 1866 году, был основан Шанхайский Любительский Драматический Клуб (Amateur Dramatic Club of Shanghai). В 1867-ом он обзавелся своей площадкой, получившей название - Lyceum Theatre. Его торжественное открытие состоялось 1 марта 1867 года - дебют оказался успешен - все места были заняты К сожалению, театр полностью сгорел в 1871-ом. Что еще хуже, он не был застрахован, так как страховые компании не хотели иметь дело с деревянными постройками (в то время практически отсутствовало водоснабжение в современном понимании - по трубам под давлением - и тушение пожаров становилось большой проблемой). Не смотря на финансовые трудности, в 1874 году был открыт второй Lyceum Theater, который просуществовал 55 лет до своего закрытия в 1929 году. Клуб пытался продлить существование театра, но все упиралось в финансы. На помощь пришел Виктор Сассун, кинотеатр которого мы только что посетили. Он предоставил участок земли за очень низкую цену, а чертежи здания бесплатно выполнили архитекторы из Davies Brooke and Gran. В 1931 году третий Lyceum Theater открыл свои двери для публики. На торжественной церемонии открытия вице-президент Драматического Клуба Бренан (Brenan) сказал : "...появление этого театра доказывает, что Шанхай может воспринимать и более серьезное искусство, ведь этот город называют бездушным местом, где его обитатели тратят дни в погоне за долларом, а ночи - в поисках удовольствий, отличных от интеллектуальных. Они игнорируют искусство и красоту жизни, и все больше погружаются в коммерциализм, легкомыслие или еще хуже". Самой известной актрисой, вышедшей из Драматического Клуба театра, стала Маргарет Хукхам (Margaret "Peggy" Hookham), дочь одного из директоров Британско-Американской Табачной Компании. Она продолжила обучение в балетной школе в Лондоне и стала больше известна, как прима-балерина Дейм Фантейн (Dame Margot Fonteyn). Она танцевала вместе с Рудольфом Нуриевым в балетах Жизель и Ромео и Джульета. Ее портрет можно увидеть в фойе театра. В 1952 году театр переименовали в Шанхайский Художественный Театр (Shanghai Arts Theatre), но в 1992-ом вернули старое название. В наши дни театр продолжает служить по своему первоначальному назначению : представления китайских артистов чередуются с выступлениями западных трупп. Театр является одной из площадок Шанхайского Международного Кинофестиваля (Shanghai International Film Festival).
Далее в маршруте следует довольно большое ответвление, которое вы можете пропустить. Но тогда вы не увидите, пожалуй, самую красивую виллу Шанхая - (Moller Villa). О ней и ее хозяине, Эрике Моллере (Eric Moller), ходят множество легенд, в которые, если почитать официальный сайт, верят даже нынешние хозяева этой недвижимости - Hengshan Group. Одна из самых популярных историй утверждает, что Эрик Моллер приехал в Шанхай в 1919 году без гроша в кармане, но сумел сорвать крупный куш на лошадиных скачках. Затем он вложился в судоходство и недвижимость, в чем неплохо преуспел, заработав большое состояние. История же виллы начинается с того, что его младшая дочь увидела во сне красивый замок словно из сказок Ганса Христиана Андерсена. Проснувшись, она нарисовала его и показала отцу. Любящий отец был так поражен рисунком своей дочери, что немедленно нанял архитекторов, дабы те воплотили ее мечты в реальность. Сравнивая эту уникальную виллу с другими строениями во Французской Концессии, история кажется убедительной. В реальности же все было несколько иначе. Архитектурный историк Тесс Джонстон (Tess Johnston) встречался с дочерью Моллера в 1992 году, и она категорически заявила, что в этой истории нет ни капли правды. На самом деле Эрик Моллер - это швед с британским гражданством, который был сыном богатого бизнесмена Нильса Моллера (Nils Moller), основавшего свой бизнес в Гонконге еще в 1860-х. Компания росла, расширившись на восемь китайских городов, включая и Шанхай. Основу семейного дела составляли судоходство и судостроение. В 1913 году Эрик Моллер унаследовал бизнес отца и стал развивать его дальше, например, основав линию между Шанхаем и Чжэньцзяном в провинции Цзянсу. Кроме того, он вложился в страховое дело, недвижимость и инвестиции. В середине 1920-х Эрик Моллер решил построить дом для своей большой семьи и целого зверинца из кошек и собак. Для этого он нанял шанхайскую архитектурную фирму - Allied Architects, которая в 1927 году представила проект дома. Строительство завершилось только в 1936-ом. Такой длительный срок связывают с постоянным вмешательством заказчика в строительство, что вело к многократным переделкам проекта : здесь и скандинавские мотивы, говорящие о происхождении хозяина, и корабельные элементы, напоминающие о его бизнесе. Но потрепанные нервы архитекторов стоили того - Вилла Моллера стала настоящей жемчужиной Французской Концессии. Правда есть и другое объяснение такой затяжки - якобы некий предсказатель предрек Моллеру, что как только он закончит строительство этого дома, удача в бизнесе отвернется от него. Поэтому Моллер и оттягивал завершение строительства, добавляя к проекту все новые и новые детали. Но дочь хозяина отвергает и эту историю. И хотя после 1949 года Моллеру и пришлось свернуть свои дела в Шанхае (впрочем, как и всем иностранцам), его бизнес в Гонконге просуществовал вплоть до 1990-х. Моллер был фанатом скачек, а также членом правления Шанхайского Клуба Скачек. Еще проживая в Гонконге, вся его семья, включая братьев и отца, посещали Happy Valley. В Шанхае он владел крупнейшей конюшней города, которой управлял Георгий Сафронов. Для своих жокеев Эрик Моллер выбрал бело-голубую форму с красным якорем. А его любимый арабский жеребец, Blonic Hill, который принес ему деньги и славу на полях ипподрома, после смерти удостоился персональной могилы с бронзовой статуей на лужайке перед домом. Позже к ней присоединились скульптуры семейных кошек и собак. Во время войны виллу заняли японцы, затем в ней был развед-отдел Гоминьдана. После образования КНР здесь обосновалась штаб-квартира Коммунистической Молодежной Лиги. В 2001 году Hengshan Group провела скрупулезную реставрацию виллы, превратив ее в бутик-отель. Сам Эрик Моллер покинул Шанхай в 1950 году. 3 марта 1954 года во время посадки в сингапурском аэропорту Калланг (Kallang) самолет, на котором он летел, разбился. Он погиб вместе с еще 32 пассажирами. Его старшие сыновья, Эрик и Ральф, унаследовали бизнес отца. Перешла к ним и страсть к скачкам - они владели успешным конезаводом в Британии.
Со сказочных высот спустимся на землю, прогулявшись по мокрому (Julu Road Wet Market - 巨鹿菜市场). Чтобы дойти до него, пройдем от Виллы Моллера по Shanxi Road South на юг 120 метров и повернем направо (на запад) на Julu Road. Через 230 метров по правой стороне вы увидите этот рынок. Это типичный рынок, где продают овощи, фрукты, рыбу и мясо.
Вернемся на улицу Shanxi Road South и пойдем по ней на юг. Через 200 метров на перекрестке с Changle Road вы можете зайти в книжный магазин . Он считается одним из лучших магазинов иностранной литературы в городе (наряду с подобными на Fuzhou Road). В нем продаются и периодические издания, есть служба заказов. Garden Books не просто магазин, а своеобразный клуб для общения - в нем есть кафе. Здесь регулярно проходят лекции и чтения на разные темы, о чем можно узнать на сайте магазина.
Снова вернемся на Shanxi Road South и продолжим движение на юг. По дороге по левую руку вы пройдете мимо двух кварталов старых лилунов - Verdun Gardens и Beverly Gardens, построенных в 1925-м и 1929-году. В отличии от китайских шикумэней их создавали, главным образом, для иностранцев. На то время они были оборудованы всеми новшествами, которые мог предложить Шанхай : электричество, газоснабжение, отопление и ванная комната на каждом этаже. Пройдя 160 метров, вы увидите ворота в лилун 39. Здесь, в доме №93, находится (Feng Zikai Former Residence) - китайского художника, писателя и педагога. Его называют пионером китайского искусства комиксов - он начинал свое творчество с публикаций иллюстраций в различных журналов. Также занимался переводами с японского и русского языков. На вершине своей карьеры он был избран президентом Шанхайского Китайского Института Рисования (Shanghai Chinese Painting Institute) и главой Шанхайской Ассоциации Художников (Shanghai Artist's Association). Даже получив такие должности, он оставался честным человеком. Веря в коммунистические идеи, он, тем не менее, считал, что Партия не достаточно заботится о простых людях. Естественно, последовала реакция, к тому же "подоспела" Культурная Революция - его обвиняют в правом уклоне, буржуазности в искусстве и снимают со всех постов. Фэн Цзыкай умер от рака легких в 1975 году. Тем не менее, интерес к его творчеству остается и поныне. В 2009 году была учреждена Премия в области иллюстрации детских книг его имени (Feng Zikai Chinese Children's Picture Book Award). А с 2013 года китайское правительство стало использовать его работы для постеров в кампании Китайская Мечта (China Dream). В доме, у которого мы стоим, художник жил с 1954 по 1975 годы. В 2010-ом здесь даже открыли частный бесплатный дом-музей в его честь, но соседи с нижнего этажа стали жаловаться, что они "ничего не слышат, кроме топота посетителей наверху" и предложили его основателю заплатить им немалую компенсацию или переселить в новое жилье. Так как музей существовал на пожертвования и таких денег у него не было, его пришлось закрыть, а часть экспозиции, возможно, передадут в государственные музеи.
Перейдя через улицу Shanxi Road South напротив лилуна 39, мы пойдем по Xinle Road на запад. Через 260 метров вы увидите еще одну православную церковь, сохранившуюся в Шанхае - , или, как здесь его называют - Кафедральный Собор Русской Православной Миссии. В конце 1930-х в Шанхае было около дюжины православных церквей, но не было большого кафедрального собора, где православные верующие могли бы собираться по большим праздникам и службам. В 1928 году архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) обратился к верующим с призывом о сборе средств на строительство храма. Ситуация еще больше обострилась, когда в результате боевых действий между японскими и китайскими войсками была разрушена Церковь Крещения Господне в Чжабэе. Большинство русских эмигрантов перебралось в более спокойную Французскую Концессию, там и решено было построить новый собор. Так как средств было мало, то сначала, в 1933-м, здесь возвели временную деревянную церковь, но, не смотря на трудности, в этом же году началось полномасштабное строительство. Одновременно продолжался и поиск средств, например, члены Женского Комитета ходили по домам, устраивали вечеринки, собрав тем самым 36 тысяч долларов. В итоге собор был построен в 1937 году. Его высота составила 35 метров, он мог вместить около 2500 человек и еще 300 человек церковного хора. Общая стоимость строительства составила 150 тысяч долларов. Храм строился по эскизам художника Якова Лукича Лихоноса при техническом содействии Бориса Федоровича Зензинова и Николая Александровича Белановского. После образования КНР в 1949 году эмигранты стали разъезжаться по миру, и число православных в Шанхае резко сократилось. Службы велись для небольшого числа русских, а также румынских и греческих православных. В 1965 году умер последний настоятель собора Ду Чжэньчэнь (Du Zhenchen), и службы прекратились. Во времена Культурной Революции в храме был склад, затем его отдали под ресторан. В наши дни предпринимаются усилия, чтобы вернуть собор православным или хотя бы не допустить его использование в качестве места для развлечений. Есть идея организовать в нем Музей Эмиграции. Определенные подвижки есть : в 2013 году во время визита в Китай, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел здесь божественную литургию. А с конца 2000-х в здании храма стали проводиться выставки, посвященные русским в Шанхае.
Прямо через улицу от собора находится (Xiangyang Park - 襄阳公园). Это один из самых маленьких парков в Шанхае, но, тем не менее, в нем тоже есть часть истории города. Изначально на этом месте находились крестьянские поля и могилы, включая гробницу Сюэ Баочэна (Xue Baocheng), промышленного магната из Цзяниня. В 1938 году муниципальный совет Французской Концессии купил эту землю для строительства офисных зданий. Но его планам не суждено было сбыться - Франция капитулировала перед Германией в июне 1940 года. В 1941-ом было принято другое решение - построить на этом месте детскую площадку, но китайское население было категорически против, и тогда 30 января 1942 года здесь разбили парк. Его назвали Lan Weina Park (или Dumet Park) в память о дипломате Генерального Консульства Франции в Шанхае, который пал в боях с Германией в 1939 году. В 1943-м парк переименовали в Taishan Park, а в 1946-ом в Linsen Park в честь победы в войне против Японии. 28 мая 1950 года он получил свое окончательное название - Парк Сянян. Сейчас это небольшой уютный парк во французском стиле, где любят собираться местные жители (в основном пенсионеры), чтобы поиграть в карты или обсудить последние новости.
Прогулявшись по парку, мы выйдем на его южной стороне на улицу Huaihai Road Middle. Далее, как в сказке : направо - "музыкальное" ответвление экскурсии, налево - продолжение основного маршрута. В рамках этого сайта мы сначала пойдем направо к (Shanghai Conservatory of Music - 上海音乐学院). Для этого дойдем по Huaihai Road Middle до перекрестка с улицей Fenyang Road и спустимся по ней 300 метров на юг. Вход на территорию консерватории будет по правой стороне. Западная музыка на профессиональном уровне появилась в Шанхае в 1879 году, когда был образован Шанхайский Муниципальный Общественный Ансамбль (Shanghai Municipal Public Band) с французским флейтистом Жаном Ремусатом (Jean Remusat) в качестве дирижера. В 1922 году этот ансамбль был преобразован в Шанхайский Муниципальный Оркестр (Shanghai Municipal Orchestra). История же этого учебного заведения начинается 27 ноября 1927 года, когда Цай Юаньпэй (Cai Yuanpei) основал Шанхайскую Национальную Музыкальную Консерваторию (Shanghai National Conservatory of Music). Ее первым директором стал Сяо Юмэй (Xiao Youmei), который получил образование в Лейпцигской Консерватории (Leipzig Conservatory of Music). Шанхайская Консерватория стала одним из первых высших учебных заведений подобного рода в Китае, где в качестве преподавателей приглашались профессора из России и Франции. В этот кампус консерватория переехала после образования КНР. До этого здесь располагались несколько вилл, которые сейчас являются частью учебного заведения. Одну из них вы можете увидеть слева, когда войдете в ворота. Она была построена в конце 1910-х архитекторами из Moorhead and Halse для Эдварда Ниссима (Edward Nissim), главы одной из самых уважаемых шанхайских еврейских семей. Другая вилла, выходящая на Huaihai Road Middle, была спроектирована компанией Becker and Baedecker в 1926 году. В ней когда-то базировалось Консульство Бельгии.
Музыка не бывает без музыкальных инструментов. А где им не быть, как не рядом с Консерваторией. На обосновалось множество магазинов музыкальных инструментов, где студенты близлежащего учебного заведения могут найти все, что им нужно. Говорят, что 70% всех пианино в Шанхае, покупается на этой улице. При чем некоторые из них (Parsons Music, Changcheng Tiqin, Jianhua Tiqin) имеют свои собственные производства прямо позади выставочных залов. Если вы здесь решили закончить экскурсию, то до ближайшей станции метро, Changhshu Road Station, можно дойти по кварталу старых домов, построенных в 1934 году - , который в годы своего появления назывался Jubilee Court. Виллы этого квартала спроектированы компанией Spence Robinson and Partners, и в отличии от китайских шикумэней они выполнены в типичном средиземноморском стиле. Сам квартал был назван в честь серебряного юбилея Короля Георга V.
Если вы не пошли на "музыкальному" ответвлению маршрута, то по выходу из Парка Сянян вы должны были повернуть налево (на восток). Соответственно, туда и пойдет экскурсия : сначала по улице Huaihai Road Middle до перекрестка с Shanxi Road South, который нужно пересечь по диагонали. Затем, продолжая двигаться на восток, внимательно смотрите направо, - через 80 метров вы увидите проезд под зданием. Войдя в него и проследовав еще несколько десятков метров на юг, вы окажетесь в квартале или, как он раньше назывался, Joffre Terrace. Этот квартал был построен в 1924 году и стал известен, как место жительства многих знаменитых китайских художников и писателей. Первой на нашем пути будет (Xu Guangping Former Residence) по №64. Она принадлежала китайской писательнице и жене другого знаменитого писателя Лу Синя. Сюй Гуанпин родилась в 1898 году в семье богатого землевладельца. Ее отец был хорошим человеком, поддерживая стремление дочери получить достойное образование и нежелание заматывать ноги по старой китайской традиции. Но сразу после ее рождения в пьяном угаре он согласился выдать ее замуж за сына одной не очень хорошей семьи. Конечно, он пожалел о своем обещании, но не мог поступиться данным словом. В 1917 году, когда Сюй было 19, ее отец умер, и семья заочно помолвленного жениха стала поднимать вопрос о свадьбе. Сюй Гуанпин была категорически против этого брака и с помощью своего старшего брата уехала из дома на учебу сначала в Гуанчжоу, а затем в Тяньцзинь. Вообще, она была политически активной девушкой, помогая, например, редактировать патриотический журнал во время Движения Четвертого Мая. В 1922 году она закончила школу и поступила в Пекинскую Женскую Гимназию (Beijing Women's Normal College). Здесь она влюбилась в студента Пекинского Университета, Ли Сяохуэя (Li Xiaohui), но парень умер в феврале 1924 года от скарлатины. В отчаянии, Сюй пыталась совершить самоубийство. Годом ранее в ее гимназии начал преподавать Лу Синь в классе китайской художественной литературы, где она сидела на первой парте. В 1925 году, вовлеченная в одно из протестных движений, она решила написать своему учителю, думая привлечь его на свою сторону в политической борьбе : "Учитывая, что я уже долго смотрю на вас снизу, вдыхая ядовитый дым вашего табака, не могли бы вы уделить толику внимания, чтобы обсудить способ разворошить это гнездо скорпионов". Лу Синь ответил ей, подписавшись братом, но не так пламенно и яростно, как этого ожидала социально активная девушка : "...во-вторых, даже если придет время начать войну против общества, я не буду считать это лучшим решением для себя, и вот почему не призываю других жертвовать своими жизнями". Наоборот, он предлагал некую форму окопной войны : "В Китае, где засады и ловушки обычное явление, непреклонные герои быстро погибают, поэтому позиционная война тоже очень важна. Но, боюсь, придет время, когда ближнего боя уже не избежать, и придется драться с врагом в рукопашной схватке". Они продолжили переписку, при чем письма становились все более откровенными и личными. 12 апреля 1925 года Сюй Гуанпин впервые побывала у Лу Синя дома, а в августе того же года, когда власти разогнали революционно настроенных студентов, она с подругой некоторое время урывалась у него. В этом же году она написала поэму в прозе "Фэнцзы - моя Любовь", которая много может сказать о ее чувствах к своему учителю : "Когда, несмотря на свое величие и положение, Фэнцзы снизошел до того, чтобы пылко прижать меня к себе своей рукой, какое дело, что я, может быть, обманываю себя. Какое дело, что мы не равны, что мы похожи или не похожи, что это законно или не законно! Все это не имеет значение для нас, ни сейчас, ни после. Главное - Фэнцзы моя любовь ... Ах, Фэнцзы". Нужно помнить, что в 1903 году Лу Синь вступил в "запланированный" брак с девушкой из не очень знатного сословия. Поэтому, когда в 1927 году Лу и Сюй переехали в Шанхай, Сюй Гуанпин была все еще на правах личной помощницы писателя, помогая ему с редактурой и переводами на кантонский. Свои отношения они не афишировали, и только в 1929 году, когда стала заметна беременность Сюй, он открылся своей официальной семье. Она родила сына Хайина (Haiying 海婴), чье имя в дословном переводе означает "шанхайский ребенок". После смерти Лу Синя в 1936 году Сюй Гуанпин сконцентрировала всю свою энергию на его наследии : она подготовила к публикации первое китайское издание полного собрания сочинений писателя. При чем работала она именно в этом доме на третьем этаже (с 1936-го по 1948-ой). Благодаря отчислениям Сюй Гуанпин финансово поддерживала мать Лу Синя, а также его официальную жену Чжу Ань (Zhu An). В 1941 году она была арестована японскими властями, и просидела в тюрьме около двух лет. После образования КНР она и дальше продолжила работу над литературным наследием великого писателя.
Буквально в нескольких метрах от дома Сюй Гуанпин находится (Ba Jin Former Residence) - на другой стороне аллеи по №59. Ба Цзинь (Ba Jin) - китайский писатель и политический активист, переводчик. Уже в 15 лет он присоединился к анархистскому движению, переводил работы Петра Крапоткина и Эммы Гольдман, которую позже назвал духовной матерью, встречался с Александром Беркманом. Есть версия, что свой псевдоним он составил из фамилий авторов-анархистов Михаила Бакунина (Ба) и Петра Кропоткина (кин - Цзинь). Ба Цзинь считается наиболее влиятельным и читаемым китайским автором ХХ века. Популярность к нему пришла после Движения Четвертого Мая, когда происходили реформы в области языка, культуры и общества в целом. Он рассказывал о несправедливости, поисках смысла жизни и стремлении к реформам. На его работы сильное влияние оказали иностранные писатели : Эмиль Золя, Тургеньев, Герцен, Чехов. При этом его стиль характеризуется простотой, он избегал сложных абстрактных слов, что делало его произведения понятными для молодого китайского читателя. Во время Культурной Революции его обвинили в контрреволюционной деятельности. В это же время умерла его жена, Сяо Шань (Xiao Shan), которая занималась переводами на китайский произведений русской литературы. При чем это произошло потому, что ей отказали в медицинской помощи, - это сильно травмировало Ба Цзиня. Самого писателя отправили на "перековку" в бригаду по расчистке каналов. Ба Цзиня реабилитировали в 1977 году, после чего он получил множество национальных литературных званий, включая пост председателя Союза Китайских Писателей. Не смотря на все тяготы и невзгоды, писатель прожил долгую и плодотворную жизнь. Он умер в 2005 году в Шанхае в возрасте 100 лет (101 год по китайскому календарю). В доме, у которого мы стоим, он жил в 1937 году. Обратите внимание, в экскурсии Нормандия есть Дом-музей Ба Цзиня.
Следующей на нашем пути будет (Xu Beihong Former Residence). Сюй Бэйхун - это один из самых известных китайских художников ХХ века, чья картина "Галопирующий конь", наверно, вам знакома. Сам художник много учился за границей, и по возвращении в Китай выступил за реформу преподавания живописи и введение в практику западно-европейской манеры письма. В 1949 году он стал президентом Центральной Академии Художеств (Central Academy of Fine Arts). Интересна история одной его картины - "Опусти свою плетку". В октябре 1939 года, во время пребывания в Сингапуре, Сюй Бэйхун увидел уличное выступление актрисы Ван Ин (Wang Ying). В пьесе, которую она играла, рассказывалось о девушке и ее отце, которые бежали из родных мест из-за японской оккупации и зарабатывали на жизнь, давая уличные представления. Художник был так тронут игрой актрисы, что в течении 10 дней нарисовал ее портрет в полный рост со зрителями на заднем плане. Картину много раз показывали на выставках, но после смерти художника она исчезла из вида, попав к неизвестному собирателю. И вот в 2007 году она появилась на аукционе Сотбиз в Гонконге. 7 апреля 2007 года в борьбе между четырьмя коллекционерами она была продана за 9,2 миллиона долларов анонимному любителю живописи, который делал ставки по телефону.
Покинем Joffre Terrace уже на ее южной стороне, выйдя на пересечение улиц Nanchang Road и Maoming Road South. На другой стороне этого перекрестка в небольшом сквере установлен (Rabindranath Tagore) - индийского писателя, поэта, композитора, художника и общественного деятеля. Он первым среди не европейцев был удостоен Нобелевской премии по литературе. Кстати, Сюй Бэйхун встречался с ним, когда был в Индии. Наша экскурсия завершается, и последней ее достопримечательностью будет здание , одно из самых любимых строений поклонников шанхайского арт-деко. Оно было построено в 1933 году по проекту русского архитектора Владимира Федоровича Ливина-Гольденштедта. Он приехал в Шанхай в 1922 году, но работал, в основном, на другие известные архитектурные фирмы. В 1924 году принимал участие в передачи здания Российского Консульства генеральному консульству СССР. Хорошую статью об этом человеке можно почитать здесь www.proza.ru/2017/11/14/1340. На этом наша экскурсия закончилась, и вы можете покинуть район, поднявшись по улице Maoming Road South на север к станции метро 1-ой линии Shanxi Rd (S) или пройти на запад к линиям 10 и 12 этой же станции. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|